Чем опасны родительские ожидания
?
Большинство родителей хотят, чтобы их дети были послушными, умными, успешными, учились на пятерки. А когда подросшее потомство не оправдывает ожидания, нередко начинают раздражаться, читать нотации, давить морально.
Есть родители, которые и вовсе навязывают детям нереализованный сценарий собственной жизни, например: «я мечтала стать врачом, но у меня не вышло поэтому врачом должен стать ты».
Кроме того, сейчас распространён очень вредный миф для подростков: хочешь чего-то в жизни добиться, начинай прямо сейчас и делай это до 30, иначе потом будет поздно. В общем, успевай сделать за 10-15 лет то, что Юлию Цезарю не удалось за всю жизнь.
С таким грузом ожиданий взрослеющим детям нелегко, у них развивается повышенный уровень тревожности, а то и невроз. Прежде чем требовать что-то от своих сына и дочери, спросите об истинных желаниях, тем более, что отличные оценки в школе не гарантия успешной жизни.
«Я для тебя стараюсь, а ты ничего не делаешь», «Мы в тебя столько вложили, а что ты» – это искаженное представление о личности ребёнка и вредные установки, которые не стоит внедрять в детскую голову и формировать в ней чувство вины. Кроме того, если родители перестают верить в успех ребёнка, то и ребёнок также перестает в верить в себя.
Возможно, мы не понимаем своего подростка, неверно оцениваем его интеллектуальные ресурсы и требуем от него невозможного. Или у него нет внутренней мотивации к достижению успеха, потому что в школе среди сверстников учёба не является ценностью, и он не хочет выделяясь и быть изгоем.
Есть и поколенческий разрыв.
Когда мы навязываем детям свои стереотипы, установки, убеждения, тем самым транслируя, что их мир нас не интересует, их мир не такой, неправильный, мы его не ценим. У ребёнка в дальнейшем нарушается система ценностей, что приводит к состоянию беспомощности.
Родительские ожидания не дают детям права поступать и действовать по-своему, выбирать самому. И поэтому на встречах с подростками я часто вижу, как сложно им самостоятельно определиться с собственным выбором, понять свою уникальность.
И мы начинаем это прорабатывать. Есть ряд упражнений с метафорическими картами, помогающий разобраться подростку в чём его дар, его истинное стремление души.
Словом, если ваш ребёнок вдруг не пришёл первым к финишу, не набирал ожидаемых баллов по ЕГЭ, не сделал что-то по высшему разряду, а вы ждали, отстаньте от него, не преследуйте его за ошибки, лучше выясните его реальные ресурсы и окружите теплом.