Сергей Пронин рассказывает о важном. Ведь и неявленное, то, что не очень подвластно науке, тоже профанируется, заменяется фокусами, публика поедает их под искусственный смех за кадром.
Разоблачение
1.
С Ванькой договорились обо всём позавчера. Делов-то: приехать в студию, рассказать о блоге, ответить на вопросы и поздравить всех с Новым Годом.
— Дружок, поп-сайенс в тренде! — Ванька, сокурсник по журфаку, размахивал коктейльной трубочкой и орошал свою половину стола каплями Кровавой Мэри. — Все помешались на образовании и хотят слушать экспертов. Желательно попроще.
— Вань, я занимаюсь журналистскими расследованиями, разоблачением мошенников. Я считаю это серьёзной журналистикой, — Андрей начал складывать салфетку в плотный квадратик.
— Ах ты, Боже мой, серьёзной, м, — Ванька на секунду застрял зубами в сельдерее. — Обычные фокусники. Что ты к ним пристал?
— Фокусники не утверждают, что читают мысли или могут найти пропавшего родственника за большие деньги. А эти люди даже полиции свои услуги пытаются предложить. Это безумие какое-то, средние века. Какие эксперты? Сейчас кто нравится, тот и эксперт.
— Тебе читатели нужны? И не хмурься мне тут, — замахал руками Ванька. — Вот приходи и сам всё объясни. Зрители не дураки, всё они поймут. Даже с утра. Уболтал?
— Уболтал, — вздохнул Андрей.
— То-то же. И в инстаграм какую-то нормальную фотку запость. Порадуй будущих подписчиков.
Не обязательно было вставать в четыре утра, но Андрею казалось, что он будет долго собираться. Что делают перед телеэфиром? Пожалуй, сначала кофе.
Завибрировал телефон.
— Алло?
— Андрей Сергеевич, это Татьяна, администратор «Доброго утра». Вы не могли бы приехать на полтора часа раньше? У нас тут изменения, придётся передвинуть вас.
— Полтора… Татьяна, для этого мне нужно было выехать из дома пятнадцать минут назад!
— Да, я понимаю. Так вы едете?
— Ну… придётся.
Андрей ткнул в какое-то приложение для вызова такси. Оно сообщило, что ищет подходящего водителя.
— Да мне любой подойдёт! — простонал Андрей и бросил телефон на кровать. Телефон весело подпрыгнул и утонул в складках одеяла.
Раз обещал, надо делать. Теперь это его проблемы, теперь он опаздывает. Андрей пошарил по кровати, встряхнул одеяло. Телефон с глухим стуком упал на пол и звякнул оповещением.
Водитель найден, время ожидания: примерно пять минут.
Отлично.
Пять минут?! Андрей кинулся к шкафу. Ничего не погладить. Водолазка, джинсы, пиджак. Взять планшет с последними статьями, или ну его, почитаю через телефон? Чёрт, ещё зарядку. Всё?
Через четыре с половиной минуты Андрей стоял у подъезда и уговаривал себя не нервничать. Ещё целый час. Потом эфир, поулыбаться и домой. Не будут же они всерьёз обсуждать его расследования.
Снова кто-то звонит.
— Приехал, дорогой! Только у тебя тут мусор вывозят, я сейчас задом — на улицу. Выходи, пожалуйста!
— Ой, да, конечно!
Андрей обогнул мусоровоз и увидел такси с включённой аварийкой. За ней уже скопилась небольшая очередь, кто-то нервно сигналил. Андрей перебрался через сугроб, стараясь не смотреть на другие машины, и открыл заднюю дверь.
— В Останкино поедем, дорогой? Садись. Не обращай внимания. У меня работа — пассажира доставить, а у них своя, вот и нервничают. Сейчас поедем, всё забудут.
— За час доедем? У меня эфир через час!
— Эфир? Попробуем, дорогой. Я сразу подумал — телеведущего повезу!
— Маршрут построен, — перебил навигатор, — Время в пути: один час сорок пять минут.
Проклятье. Интересно, Ваня спит?
— Андрюх, ты звезда! Это тебя должны ждать! Короче, звони Тане, скажи, когда будешь, и всё. Если что — сразу набирай.
— Да, Вань, спасибо.
На светофоре красный.
— Я в Москве сорок лет живу. Семь машин поменял. Две жены! И всегда пассажира куда нужно привозил.
Пожалуй, лучше написать смс.
«Здравствуйте, Татьяна! Это Андрей Верзин. Буду где-то минут через 40-50. Пробки. Спасибо»
Уже Проспект Мира! Стоим намертво. Отвлечься на статью по нейропсихологии.
— Приехали, дорогой! Центральное телевидение!
Холодные пальцы, цветочные духи, гладкие кнопки лифта.
— Да вы не волнуйтесь, эфир идёт с 15-минутной задержкой. Если что, мы просто вырежем, — Татьяна кивнула и улыбнулась.
Свет, красивые диваны. Красиво подсвеченная фанера
— Андрей, вы долго занимались научной журналистикой, даже снимали несколько фильмов для Discovery и National Geographic.
Аплодисменты.
— Да-да, друзья, такой вот у нас гость сегодня. И потом вы решили завести блог. Зачем?
Смех.
— Я просто хочу, чтобы никто не мог манипулировать людьми при помощи…
— Прикрываясь, так сказать, авторитетом какой-нибудь астрологии? — ведущий вдруг отвернулся от камеры и подмигнул Андрею.
— Да, то есть… В смысле…
Смех, аплодисменты.
— Я хочу сказать… Можно, например, делать вид, что ты читаешь мысли, стоя на сцене. Это несерьёзно.
— Ну, спасибо. Прости, мама, я в шоу-бизнесе, это несерьёзно.
Смех.
— Я имел в виду, зритель знает, что это трюк. Но если веришь… Многие готовы отдать любые деньги, чтобы поговорить с умершим родственником или найти пропавшего ребёнка!
— А вдруг кто-то действительно может читать мысли или говорить с мёртвыми? Вы допускаете такую возможность?
— Да возьмите любого знаменитого мистификатора, есть уже и документальные фильмы и книги об их методиках, об их провалах в настоящих научных экспериментах! Никакой мистики в этом нет.
— О, эксперимент — это отличная идея. У вас есть немного времени? Отлично. Друзья, после рекламы к нам присоединится человек, который утверждает, что на самом деле умеет читать мысли, а мы с Андреем попробуем его разоблачить в прямом эфире! Не переключайтесь
Аплодисменты. Реклама.
Андрей оглянулся. Около входа в павильон кому-то надевали петличку. Дмитрий Кравицын, менталист, лауреат фестивалей артистов оригинального жанра, медиум, экстрасенс. Ещё три минуты. Может, просто уйти?
— Послушайте, я пишущий журналист, а не телевизионщик. Мне нужно время на исследования. Меня не предупреждали, что мне нужно будет в эфире…
— Да расслабьтесь, Андрей, развлеките зрителей. Это же просто шоу. А потом можете написать у себя в блоге разгромную статью. Со ссылкой на наш ютьюб, конечно.
Три, два, один.
Ведущий начал расспрашивать Дмитрия о его работе.
Надо бы его рассмотреть. Красиво сел, держит голову под углом к камере. Говорит, что чувствует чьё-то присутствие. Эффектно скрещивает пальцы. Зачем он ко мне тянется? Коснулся моего виска, какая горячая рука, горьковатый запах цитрусовых…
— Андрей! Вы с нами? — Ведущий помахал Андрею карточками.
— А, что?
— Я говорю, что передал вам мысль. Теперь вы знаете, для кого у меня информация, скажите нам, — улыбнулся Кравицын. — Снимите свои шоры.
— Да какие шоры! Вы хотите показать фокус. Я-то тут при чём?
Кравицын сжал губы, покачал головой и повернулся к камере.
— Я хочу освободить вас, Андрей. Информация в вашем подсознании. Посмотрите на аудиторию и назовите номер места. Если хотите, можете сперва поменять местами любое количество зрителей. Это неважно, вы же знаете, о ком мы говорим.
Он хочет, чтобы я пересаживал? На этом всё держится? Или ему всё равно? А, точно, он же хочет номер места!
— Пересаживаться не нужно. А номер — 56932.
— Ну, Андрей, играйте честно, — хохотнул ведущий. — У нас здесь всего 150 мест.
— Всё правильно, — перебил его Кравицын и повернулся к аудитории. — Проверьте номера своих мест.
Техники забегали по рядам.
— Номер у меня! — встала пожилая женщина.
Вспыхнуло освещение зала, операторы торопливо развернули камеры. Ведущий наклонил голову набок, из его наушника донеслось неразборчивое бормотание.
— Валентина Фёдоровна? У вас недавно умер брат. Он просит прощения у вас, за то, что оставил вас одну и просит не винить себя. Вы сделали, что могли.
Женщина прижала к глазам платок, свет погас, повернулась камера. И другая. Повернулись все камеры.
— Что скажете, Андрей? Как нашему гостю удалось это сделать?
Продолжение следует...