Найти в Дзене
Rock AD

76 Pink Floyd — Money

Год выхода: 1973. Продюсеры: Pink Floyd Слышится лязг кассового аппарата. Звенят монеты. Кто-то один за другим отрывает чеки. Повторяющаяся басовая линия, которая состоит всего из восьми нот. И, наконец, громогласное заявление Дэвида Гилмора в самых первых строках ('Money! Get away...’ // «Деньги! Прочь...»). Так начинается первая по-настоящему фирменная, узнаваемая во всем мире композиция Pink Floyd, их билет в лигу стадионного рока. Вряд ли кто-то готов был предсказать приближение ураганного успеха, когда в июне 1972 года Роджер Уотерс приехал на Abbey Road со скелетом будущего шедевра: неуклюжей композицией, написанной в размере 7/4 и тут же проверенной на Нике Мейсоне и приглашенном тенор-саксофонисте Дике Пэрри. «Это рифф Роджера», — признает Гилмор. — «Роджер пришел с более или менее законченными куплетами и текстом для Money. Нас оставалось сочинить проигрыши, гитарные соло и все такое. Мы к тому же изобрели несколько новых риффов — для гитарного соло сочинили прогрессию 4/4, а
Оглавление

Год выхода: 1973. Продюсеры: Pink Floyd

Harvest Records
Harvest Records

Слышится лязг кассового аппарата. Звенят монеты. Кто-то один за другим отрывает чеки. Повторяющаяся басовая линия, которая состоит всего из восьми нот. И, наконец, громогласное заявление Дэвида Гилмора в самых первых строках ('Money! Get away...’ // «Деньги! Прочь...»). Так начинается первая по-настоящему фирменная, узнаваемая во всем мире композиция Pink Floyd, их билет в лигу стадионного рока.

Вряд ли кто-то готов был предсказать приближение ураганного успеха, когда в июне 1972 года Роджер Уотерс приехал на Abbey Road со скелетом будущего шедевра: неуклюжей композицией, написанной в размере 7/4 и тут же проверенной на Нике Мейсоне и приглашенном тенор-саксофонисте Дике Пэрри. «Это рифф Роджера», — признает Гилмор. — «Роджер пришел с более или менее законченными куплетами и текстом для Money. Нас оставалось сочинить проигрыши, гитарные соло и все такое. Мы к тому же изобрели несколько новых риффов — для гитарного соло сочинили прогрессию 4/4, а бедного саксофониста заставили играть в размере 7/4».

«Иногда», — вспоминает Уотерс, — «Я делал что-то, и Дэйв говорил: «Нет, это неправильно. Ты играешь другой размер. У тебя всего семь нот в такте». Я отвечал: «Ну, он вот такой». В моих песнях встречаются такты нечетной длины. Если играть Money на акустической гитаре, она вообще очень похожа на блюз».

Для студийной версии Уотерс перезаписывал звуковые эффекты, которые он изначально создавал в своем садовом домике, бросая монеты в миску, где его жена обычно мешала глину. И все же самую яркую идею для песни принес Гилмор. Хотя гитарист самоуничижительно называл Money «забавой милых белых английских студентов-архитекторов», его обжигающее душу соло на отметке трех минут вбрасывало в песню порцию адреналина, а затем, отключив все спецэффекты, в 3:48 переходило в «сухую» часть.

Pink Floyd: «Забава милых белых английских студентов-архитекторов» || Getty
Pink Floyd: «Забава милых белых английских студентов-архитекторов» || Getty

В то время как менеджмент «флойдов» быстро сообразил, что Money — это потенциальный «хит-монстр», сами участники группы оценивали вероятность успеха неоднозначно, чувствуя, что необычный размер композиции сыграет негативную роль. Кроме того, в глубине души они завидовали музыкантам Led Zeppelin, нашедшим возможность отказаться от выпуска сингла или сокращать продолжительность песни в угоду радиостанциям. «Мы не думали, что с Money может что-нибудь выгореть», — отметил Рик Райт. — «Но внезапно это случилось».

Да еще как! Сингл Money был выпущен 7 мая 1973 года, через два месяца после того, как альбом The Dark Side Of The Moon возглавил чарт Billboard. Он поднялся до 13-го места в хит-параде США, навсегда переведя Pink Floyd в ранг рок-тяжеловесов и сделав обличающие богачей тексты Уотерса немного лицемерными. Имея в своем арсенале Money, группа стала узнаваемой во всем мире.

«Мы каждый раз испытывали настоящий шок», — говорит Гилмор. — «Когда оказывались перед залом, который дружно требовал, чтобы мы сыграли им Money. Ведь раньше наша публика была чуть более почтительна, сидела в абсолютной тишине в ожидании услышать, когда мы уроним следующую булавку».

Вернуться к списку «100 величайших песен в истории рока»