Не так давно в интернете много писали про девочку, которая в 8 лет поступила в МГУ на факультет психологии. Мнение об этой истории в профессиональном сообществе сложилось отрицательное и давайте разберемся почему.
Существуют нормальные этапы развития ребенка и на каждый из них уходит время, достаточное для того, что ребенок мог постепенно развиваться, обретать новые познания о мире в адекватном темпе, и что не менее важно – развивать свою эмоциональную сферу. Когда ребенку предлагается не детская активность, это безусловно является травмирующим фактором в его психической жизни. Ребенка конечно можно вымуштровать и вдолбить новые знания, но для этого придется пожертвовать самым важным, что есть у него – его детством.
Декларация прав ребенка, принятая ООН требует обеспечивать интересы ребенка наилучшим для него способом, а также утверждает право ребенка на игры и развлечения, которые необходимы для его развития.
Соблюдение этапности в развитии ребенка призвано позволить ему правильно интегрировать получаемую информацию о мире, если он просто выучит основные понятия, но не сможет их интроецировать в свою психическую и социально-культурную сферу, то они будут бесполезны.
Обычная девочка в 8 лет занимается детскими делами – играет со сверстниками в куклы и другие детские игры. И это является важным этапом формирования здорового психического аппарата, дети должны быть с другими детьми!
То, что мы видим в семьях, подобных семье этой юной студентки МГУ – это использование ребенка своими родителями. Тут нет места любви, к сожалению, тут есть лишь нарциссизм ее родителей.
Нарциссическая реализация ребенком – трагедия использованных детей. Такие дети не ощущают настоящего принятия себя как личностей, они лишь вынуждены позволять пользоваться собой родителям, за счет чего добывают суррогаты родительской любви. Надеясь хотя бы таким образом почувствовать себя нужными и любимыми.
Ни один ребенок в здравом уме никогда не станет даже задумываться о поступлении в МГУ в 8 лет, эта идея очевидно привнесена извне, то есть насаждена ее семьей.
Вся эта история мне напомнила книгу Дэниела Киза «Цветы для Элджернона», в которой главному герою – умственно отсталому Чарльзу Гордону была проведена операция, которая сделала его умным, даже значительно умнее чем все остальные, только вот в душе он остался тем же маленьким мальчиком, на уровне развития которого он был до операции. Знания не имели значения, главное, что эмоционально он нисколько не вырос.
Потерянное время детства, когда происходит адекватное становление психической жизни, путем постепенного развития в приемлемой «детской» среде, не вернуть, и потому такой ребенок обречен на существование в парадоксальной ситуации – он раньше других обрел знания, но так и не вырос эмоционально, и не развил психический аппарат до зрелого уровня. Плата за опережение сверстников является слишком высокой и несет лишь разочарование в дальнейшей жизни.