Найти в Дзене
Звукозапись.Москва

Наушники против студийных мониторов, что лучше?

Оглавление

Микширование музыки и степень успеха может сильно варьироваться в зависимости от среды в которой происходит этот процесс. Именно по этой причине профессиональные инженеры по сведению и мастерингу предпочитают работать в акустически обработанных помещениях с максимально ровной частотной характеристикой, чтобы получить хороший микс, который звучит фантастически независимо от того, где будет воспроизводиться.

Для тех у кого нет специальной комнаты с хорошей акустикой и шумо изоляцией, все немного сложнее. Сомнительно звучащие спальни с небольшой акустической обработкой или без нее, тонкие стены квартиры, чувствительные соседи или обстановка, наполненная отвлекающими факторами, могут быть неприятными препятствиями при попытке создать достойно звучащий микс в пространстве, которое для этого не предназначено.

Одним из очевидных альтернативных решений является микширование музыки в студийных наушниках, а не с помощью обычной пары студийных мониторов. То, что вы можете микшировать в наушниках, не обязательно означает, что вы должны это делать, поэтому, когда дело доходит до наушников и студийных мониторов, что на самом деле лучше для микширования ваших трэков?

В чем разница?

Разница между воспроизведением трека на динамиках монитора и в наушниках во многом зависит от того, как слуховая система человека воспринимает звук. С помощью звуков реального мира, которые мы слышим изо дня в день, мозг обрабатывает два аудиопотока из вашего левого и правого уха и автоматически анализирует разницу в частоте и времени между ними, чтобы различать направление звука.

-2

Однако при прослушивании в наушниках оба ваших уха получают сигнал по своим собственным каналам точно в одно и то же время, в результате чего, создается ощущение, что звук исходит из центра вашей головы, а не перед вами. Это приводит к восприятию стереоизображения, которое сильно отличается от восприятия на мониторах – панорамированные инструменты могут казаться шире разнесенными, а эффекты, такие как реверберация и задержка, могут казаться более глубокими и широкими. Кроме того, с наушниками вы не получаете влияния акустики помещения на общий звук, которое вы получаете во время прослушивания на мониторах.

Следите за ситуацией

Нет сомнений в том, что хорошая пара студийных мониторов обеспечивает наиболее аутентичное и естественное звучание ваших треков. В конце концов, динамики-это то, как мы больше всего привыкли слышать музыку, что делает мониторы наиболее естественным выбором для сведения и мастеринга для большинства людей.

Вместо того, чтобы вводить звук непосредственно в уши, как это делают наушники, динамики монитора имеют конусы, которые физически распространяют звуковые волны по комнате. Эти волны отражаются и поглощаются объектами в комнате, и последующие сдвиги во времени и фазе обеспечивают наш мозг объемной и направленной информацией, которая кажется естественной и органичной.

Наиболее очевидным недостатком использования мониторов является практический недостаток, ключ к которому кроется в названии – громкоговорители. Используйте их где-то около 80 дБ SPL для наиболее сбалансированного представления всех частот, в домашних условиях длительное прослушивание может не очень понравится вашим соседям, что может создать не благоприятные условия для работы.

Плюсы и минусы

Во многих студиях со спальнями акустика не идеальна для микширования с мониторами, поэтому в этих случаях наушники могут обеспечить надежное альтернативное решение, устраняя отвлекающие отражения в комнате и окружающий шум.

Наушники также отлично подходят для обнаружения и наведения на такие детали, как нежелательные искажения, обрезки и щелчки. С наушниками вы часто будете слышать детали в треках, которые вы, возможно, пропустили бы на обычных мониторах, что особенно полезно при решении таких проблем, как тональные столкновения между инструментами в одном и том же диапазоне частот, своенравные вокальные тайминги или проблемы с подачей. Кроме того, важным преимуществом наушников является то, что вы можете слушать их днем или ночью, на разумной громкости, не беспокоя соседей – то, что трудно сказать о мониторах.

С другой стороны, эффекты панорамирования, реверберации и задержки будут гораздо более выражены в наушниках, чем при использовании мониторов, поэтому вам, вероятно, придется учитывать это, увеличивая уровни влажности ваших плагинов или расширяя панорамирование, чтобы ваши эффекты более эффективно транслировались через динамики. Монофонические звуки, по-видимому, исходят из вашей головы, а не извне, и с кривыми частотной характеристики, которые могут сильно варьироваться от модели к модели, наушники часто могут страдать от неестественного усиления басов, что может привести к миксам, которых серьезно не хватает в низких частотах.

Загадка перекрестных помех

Представьте себе “нормальную” студийную обстановку с левым и правым динамиками, а вы, слушатель, находитесь перед ними: ваше правое ухо будет слышать больше сигнала от правого динамика, чем от левого. Между тем сигнал от левого динамика также будет слышен правым ухом, но на несколько меньшей громкости и с небольшой задержкой. Этот акустический эффект, когда каждое ухо слышит часть информации противоположного динамика, называется “перекрестными помехами” и является естественным явлением, когда мы слушаем музыку на стереодинамиках.

Диаграмма перекрестных помех (Фото: Дэйв Клюс)
Диаграмма перекрестных помех (Фото: Дэйв Клюс)

В отличие от этого, когда вы слушаете трек в наушниках, левый и правый каналы накачиваются непосредственно в соответствующие уши без какой-либо информации о левом канале, поступающей в правое ухо, или наоборот.

Это усложняет выбор панорамирования – умеренное панорамирование, кажется, едва смещает звуки от центра вашей головы, в то время как жесткое панорамирование может создать впечатление, что звук находится прямо у отверстия вашего слухового прохода. По этой причине многие миксы, созданные для наушников, рискуют получить слишком узкое стереоизображение при воспроизведении на динамиках.

Программные решения

Трудности, с которыми сталкиваются те, кому приходится полагаться исключительно на наушники для микширования, не остались незамеченными разработчиками профессионального аудио-программного обеспечения до такой степени, что для помощи доступно множество программных инструментов. Чтобы правильно имитировать смешивание мониторов в наушниках, вам каким-то образом потребуется искусственно ввести некоторые перекрестные помехи, и для этого были разработаны такие приложения, как CanOpener Studio от GoodHertz.

-4

Другие решения, такие как Sonarworks, применяют кривые коррекции эквалайзера к выходным каналам вашей DAW, эффективно выравнивая отклик большого числа популярных моделей наушников и облегчая создание хорошо продуманного микса, который соответствует максимально широкому числу различных сценариев воспроизведения.

Между тем, диапазон подключаемых модулей Waves NX нацелен на воспроизведение акустики ряда высококлассных студийных помещений реального мира, таких как аппаратная на Эбби-Роуд. Существует даже дополнительное устройство отслеживания головы Bluetooth, которое позволяет отслеживать движения вашей головы во время микширования, имитируя различные перспективы в виртуальном пространстве.

Наушники против студийных мониторов: Заключение

В идеальном сценарии качественная пара студийных наушников с относительно ровным откликом должна дополнять набор динамиков монитора, а не заменять их. Инвестируйте в лучшую пару, которую вы можете себе позволить, и познакомьтесь с их звучанием, чтобы понять, как компенсировать любые причуды и недостатки, которые у них могут быть с точки зрения частотной характеристики и воспроизведения стереоизображения.

Хорошая стратегия рабочего процесса состоит в том, чтобы начать микширование с помощью вашей любимой пары студийных мониторов, время от времени проверять его в наушниках на предмет деталей, тонального баланса и размещения эффектов, а затем использовать различные мониторы и наушники для ссылки на вашу работу. Они должны представлять широкий выбор систем воспроизведения, потенциально используемых слушателями, включая ваш смартфон, ноутбук, портативные динамики Bluetooth, аудиосистему в вашем автомобиле и столько различных комплектов наушников, сколько вы сможете достать.

Вам также будет интересно:

Fluid Audio Focus: Студийные наушники для микширования
KRK – новые студийные наушники KNS 6402 и KNS 8402
Лучшие студийные наушники 2021 | Топ 9