Не раз уже было здесь сказано: комиксы очень даже подвержены революционному настрою! На примере супергероев авторы графических романов показывают, чем могут обернуться ничем не ограниченная власть и никем не сдерживаемая сила. Но можно и отдалить читателя от мыслей о земной диктатуре – показав якобы всю условность происходящего и отправив значительную часть персонажей в космос…
Вот так «Год второй» и балансирует, базируясь на двух ключевых противостояниях. С одной стороны, навязанный Суперменом полицейский строй не может не вызвать недовольства как минимум комиссара Гордона, с другой – земными событиями всерьёз заинтересовались Стражи Вселенной...
Давай, Кларк. Открой своё истинное лицо. Покажи мне, что видел Олли в последнюю минуту своей жизни. Ты обманул меня, как и всех остальных. Я верила, что ты один из нас. Я думала, что ты человек. Но это не так.
Твой взгляд на мир не похож на наш. Ты считаешь, что люди такие хрупкие и так нуждаются в твоей опеке. Но мы не хрупкие. И мы порвём тебя на куски.
Так Супермену, убившему Зелёную Стрелу, кричит Чёрная Канарейка – одна из последних, кто ещё осмеливается сказать ему правду в лицо. Таких, как она, осталось на Земле совсем немного – и даже Бэтмен вынужден восстанавливать сломанную спину «в башне, левитирующей за пределами пространства и времени», под защитой могущественных магов.
Чтобы противостоять воцарившемуся на планете супердиктаторскому режиму, нужны либо доведённое до предела понимание того, что жить так дальше больше нельзя, либо аналогичные суперсилы – допустим, Стражи Вселенной. Однако не все из них склонны придавать событиям на Земле особое значение: «Это всего лишь одна из многих планет». Лишь самых пристальных наблюдателей искренне взволновала происходящая вдалеке «кардинальная смена власти»:
Это ключевой узел. Сколько героев она дала миру, сколько войн и событий вселенского масштаба зародилось на Земле! А теперь там разворачиваются события, которые могут иметь самые серьёзные последствия. Мы сильно рискуем, если закроем на это глаза.
Гансет, главный «вольнодумец» среди Стражей, лично пытается вразумить Супермена прекратить контролировать жителей планеты: «Земляне должны быть свободны в выборе своего пути. Без какого-либо вмешательства или давления со стороны». Но свято убеждённый в своей правоте криптонец («Вся моя деятельность посвящена защите этих людей») не внимает предупреждениям и посылает всезнающего Стража к чёрту – тем самым только сильнее раззадоривая межгалактическое сообщество. Результат не заставляет себя долго ждать: на захват Супермена отправляется-таки эскадрон лучших Зелёных Фонарей...
Я должен предупредить тебя. Они приближаются. Они вновь хотят ввергнуть этот мир в хаос. Они идут за тобой, Супермен.
Справедливости ради надо честно признать, что дальнейший уход от описания нового супертоталитарного режима и перемещение повествования в космос, где разворачивается основная часть межзвёздной «абсолютно безумной бойни», заметно снижают градус повествования, отчего «Год второй» уступает по своему накалу «Году первому».
Формат вполне земной (близкой и хорошо всем понятной) истории сменяется на традиционную комикс-фантастику, реалистичность супергеройской антиутопии сильнее переплетается с общей иллюзорностью «Вселенной DC» – решительно перевёрнутой с ног на голову, но в любом случае, естественно, узнаваемой. Вмешательство инопланетных сил в наши мирские дела – ход, привычный для обычного комикса, но не очень уместный в заданных именно тут рамках. Включая в своё повествование целых две армии космических пришельцев, Том Тэйлор словно бы переступает ту невидимую грань, где выдумка перестаёт подчиняться какой-никакой, но логике развития событий. Конечно, это всё тоже довольно интересно смотрится и читается, но расклад уже немножко не тот. Теперь это больше экшен на орбите, а не политический триллер.
Хотя... Вряд ли стоит обвинять в этом автора книги: всё-таки вспомним, что «Injustice: Боги среди нас» является не столько самостоятельным графическим романом, сколько литературной прелюдией к культовой видеоигре. И именно она задала те правила, которые действуют в этом искажённом, тёмном и насквозь тоталитарном вымышленном мире.
– То есть Супермен действительно дошёл до ручки?
– Я совершенно уверена, что он хочет подчинить себе весь мир. Гай, кто-то должен его остановить.
Но есть тут и незыблемые опоры, словно бы «приземляющие» совсем уж фантастическое развитие событий. Важная часть повествования связана с Готэмом, который оказывается первым городом на Земле, удостоившимся «уникальной защиты»: «Круглосуточное патрулирование спецвойсками, сформированными из людей со сверхвозможностями». Распоряжения о запрете массовых собраний, введении комендантского часа и патрулировании улиц «прокачанными дуболомами» отдаёт лично Супермен. Нет никаких сомнений, что это его гневная ответка ушедшему в лютую оппозицию Тёмному Рыцарю, а на всех прочих своих недругов он и вовсе плевать хотел: «Готэм является очагом заразы для всей страны. Джим Гордон руководит полицейским департаментом, имеющем худшую в стране статистику по преступности».
Однако чего Человек из Стали не учёл, так это силы гражданского сопротивления: против «суперголоворезов» выходят многолюдные демонстрации с транспарантами «Готэм – это город, а не тюрьма», «Суперсолдаты – вон из Готэма». «Граждане Готэма никогда не отличались покорностью», – не без оснований отмечает Гордон и призывает своих коллег-полицейских: «Наша задача – защитить граждан Готэма от их же так называемых защитников. И мы отвечаем за спасение нашего города».
Жители Земли. Завтра начнётся война. Не мы развязали эту войну. Мы её не хотели. Но скоро наш мир атакуют войска, действующие по приказу могущественных межгалактических существ. Эти самозваные «Стражи Вселенной» стремятся разрушить всё, чего мы достигли.
И другой яркий момент связан с экстренным обращением Супермена к народам, в котором он перечисляет основные достижения своего правления: «Свержение преступных режимов, прекращение войн, создание частных армий для поддержания мира на всей планете» (последний пункт почему-то приходится на кадр со штурмовиками на фоне собора Василия Блаженного – совпадение? не думаю). Казалось бы: чем плохо, откуда весь этот обрушивающийся на него негатив? Почему его обзывают «кровавым диктатором», почему предлагают решить дело миром и предстать перед судом, гарантируя справедливое разбирательство? «Он доказал, что чужая жизнь для него больше не имеет ценности», «парня с благими намерениями больше нет» – действительно ли это про него?..
Да, про него. Потому что втягивая «в войну всю планету», призывая «каждого жителя Земли присоединиться к нашей борьбе против иноземных захватчиков» («Сражайтесь за ваш мир. Не дайте этим чужакам лишить вас и ваши семьи всего, чего вы достигли в жизни. Выходите на улицы и сражайтесь за ваше будущее!»), он тем самым «с пеной у рта и пламенем в сердце вдохновляет население Земли стать живым щитом» – зная, что выступающие против него Зелёные Фонари «не станут рисковать гражданскими».
Цель, по его мнению, вполне оправдывает средства.
На тебя сейчас смотрит весь мир. Тебе больше не спрятаться за личиной героя. Возможно, ты победишь в этой войне. Возможно, убьёшь каждого, кто пытался помешать тебе. Но каждый узнает... чем ты стал. Люди узнают... что никакой ты для них не спаситель. И весь мир... содрогнётся от ужаса перед тобой.
Этот смертный бой, в котором против войск Супермена и корпуса Синестро задействованы сторонники тяжелораненого Бэтмена и корпус Зелёных Фонарей (в том числе крупнейший его член – живая планета Мого «с собственной волей в качестве оружия»), занимает добрую четверть книги. Но Тэйлор старается не дать нам заскучать – и в предшествующих ему главах зачем-то разбавляет сюжет то комедийными нотками, то чистой мелодрамой.
Выясняется, например, что Чёрная Канарейка беременна. «По-моему, оборжаться можно! – комментирует это отказывающаяся теперь с ней драться Харли Квинн. – Ой да брось. Разве это не забавно? Супергероиня с токсикозом. Ты спасаешь мир с перерывами на поблевать. И... О боже. {...} Я представила тебя на девятом месяце. Вот такенное пузо и колготки в сеточку. {...} Эту картину мне уже не развидеть».
Но и у самой Харли, как вдруг выясняется, есть четырёхлетняя дочка Люси, которая живёт сейчас у тётки и «любит балетные пачки и машинки» («Мистер Джей про неё не знал. {...} У него было много важной работы. Ему некогда было заниматься дочерью»)!..
А ещё Барбара/Оракул засекает на мониторах свою мать, пропавшую пятнадцать лет назад во время охоты на банду Красного Колпака. А когда настаёт момент прощаться с жёнами, Рене прижимается к Кейт. А у Гордона прогрессирует рак. А Харви Буллок злится на патрульного, перебежавшего на тёмную сторону: «Из-за этого типа с меня шляпа слетела при всём честном народе». А Гай до последнего верит в Хэла: «Ты не можешь быть марионеткой в руках Супермена. Ты должен быть выше этого!»…
Отправляясь на войну, Канарейка оставляет новорожденного сына со словами: «Если я не буду сражаться и мы проиграем – какой мир я ему оставлю?» Только вот зачем она прислушивается не к Альфреду («Буду вам крайне признателен, если вы выпустите по Супермену ракету и от меня лично»), а к неожиданно миролюбивому («Постарайся не убивать его. Вспомни прежнего Кларка») Бэтмену?..
Не хотелось бы к этому прибегать, но эти ребята убили много наших. Поэтому, если вы решите проявить к ним чуть больше жестокости – чёрт возьми, я не смогу вас за это осудить. Хотите бить по самому дорогому – бога ради, не стесняйтесь.
Финальный бой с тиранией Супермена не будет (спойлер) финальным – и завершившийся «Год второй» откроет двери «Году третьему», а там и до «Года четвёртого» рукою подать (тем более что он уже вышел из печати). И пусть, повторюсь, данная книга проигрывает по накалу первому тому, сам по себе цикл «Injustice: Боги среди нас» заслуживает, безусловно, самого пристального внимания. Применительно к нему вновь хочется перефразировать классические строки: комикс ложь, да в нём намёк – сделайте для себя некоторые выводы.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
«Injustice. Боги среди нас» Тома Тэйлора: «Год первый. Издание делюкс»
«Заражение» Тома Тэйлора: «Неубиваемые»
Продолжение следует! Ставьте лайк, комментируйте и подписывайтесь!