Найти в Дзене
Из точки А в точку Б

Как выглядит поезд, который скоро будет на всех детских железных дорогах России

Оглавление

На железнодорожном салоне в Щербинке показали макет поезда для узкой колеи 750 мм — то есть для детских железных дорог.

Макет дизель-поезда для детских железных дорог
Макет дизель-поезда для детских железных дорог

Что есть сейчас

Сейчас в России работает больше двух десятков детских железных дорог. На них проходят дополнительное обучение и практику школьники. По статистике, более половины из них потом идут в профильные институты и колледжи.

Дети управляют поездами на маленьких самостоятельных линиях, проводят экскурсии, выполняют функции проводников, диспетчеров и пр.

При этом подвижной состав очень сильно разнится от дороги к дороге — и обычно это старые узкоколейные модели. А в Красноярске, например, вообще всегда используется самодельная техника — там колея нестандартной ширины.

Для любителей ж/д транспорта это замечательная возможность посмотреть на множество оригинальных вагонов и локомотивов. Но в целом учиться лучше на современном стандартизированном транспорте.

Поэтому к 2030 году все детские железные дороги России решили реконструировать.

Каким будет новый поезд

Концепт нового поезда для колеи 750 мм уже показали. При его создании руководствовались двумя главными идеями:

1. Это учебный поезд. Поэтому:

  • в нём увеличена вместимость кабины (чтобы и студенту, и инструктору было удобно),
  • снабдили метками с QR-кодами различные узлы (по ссылке можно посмотреть дополнительную информацию о том, как что работает),
  • часть оборудования открыта: например подвагонное — под стеклянным полом.
Стеклянный пол в дизель-поезде будущего для ДЖД
Стеклянный пол в дизель-поезде будущего для ДЖД

2. Это аттракцион для посетителей. Поэтому:

  • панорамное остекление,
  • диваны и кресла не как в пассажирском поезде, а так, чтобы было максимально комфортно смотреть в окно,
  • разъёмы для зарядки смартфонов, Wi-Fi, мобильные сервисы,
  • условия для маломобильных пассажиров,
  • автоматы с напитками и едой.
Диваны повёрнуты к большим панорамным окнам
Диваны повёрнуты к большим панорамным окнам

Поезд будет включать в себя от 3 до 7 вагонов разной компоновки. В целом же предусмотрены места и для одиночек, и для пар, и для тех, кто решил прокатиться по детской железной дороге семьёй или компанией.

В учебных целях на монитор может быть выведена панель управления из кабины машиниста, чтобы за процессом наблюдали студенты и в салоне
В учебных целях на монитор может быть выведена панель управления из кабины машиниста, чтобы за процессом наблюдали студенты и в салоне

Вот так это выглядит на рисунках в буклете:

Фото: ПКБ ЦТ ОАО «РЖД»
Фото: ПКБ ЦТ ОАО «РЖД»

В поезде предусмотрят возможность обучения машинистов, начальников поездов, проводников и слесарей по ремонту подвижного состава. Для каждой профессии будут свои тренажёры и мультимедиа курсы.

Так, например, можно будет смоделировать неисправности и отработать действия ремонтников.

Кабина машиниста
Кабина машиниста

Для пассажиров есть места, пожалуй, всех возможных вариантов: по ходу, против хода, лицом к окну, со столиком и без, друг напротив друга и последовательно.

Места со столиком
Места со столиком

В вагоне есть и учебное купе проводника с параметрами всех систем. Тут можно отрегулировать температуру в салоне, отследить работоспособность разъёмов для зарядки техники и пр.

Купе проводника с данными по вагону
Купе проводника с данными по вагону

В опытную эксплуатацию новые дизель-поезда планируют запустить в 2023 году. И постепенно ими заменят подвижной состав на всех детских железных дорогах России — одновременно реконструируя станции и пути.

Новые лаборатории на некоторых дорогах есть уже сейчас. Там открыли технопарки "Кванториум" и появилась возможность изучать основы промышленного дизайна, работать с дополненной и виртуальной реальностью и пр.

Внешний вид будущего вагона для детских железных дорог
Внешний вид будущего вагона для детских железных дорог

Замысел в том, чтобы обучающие поезда и дороги работали на опережение, учили тем технологиям, за которыми будущее. Чтобы эти знания были ещё более или менее актуальны, когда школьники отучатся и придут работать.