Запишу-ка и я свой аудиодиск! Как возникает вдруг такая мысль у человека, далёкого от музыкальной индустрии? И как случается, что это получается? Российско-финский кинорежиссёр, актриса и писательница Анастасия Лапсуй рассказала, почему такое произошло с ней.
Рецепт её молодости
Любовь к песне вместе с почитанием традиций и обычаев ненецкого народа привили ей родители Мария и Тимофей Лапсуй. Они же воспитали в дочери любовь к труду. По сей день Анастасию, уже давно и неоднократно бабушку, представить бездеятельной невозможно.
Вот уже два ингредиента налицо: постоянное пение и труд. Последний открывает новые возможности. Добавим к этому составу везение, которое тоже притягивается к противникам праздности. Но чего-то не хватает….
Мне кажется, что необходимый элемент формулы успеха – потребность и навык подходить к жизни творчески. Из этого всего и складывается «рецепт её молодости». Кстати, главная героиня этого известного фильма – тоже певица.
Первые песни на публике
Анастасия Тимофеевна всё время пела, что называется, для себя. Ну, может, только очень близкие люди слышали её ненецкие напевы. И в них жила «Сибирь: люди тайги и тундры». Так как раз и называлась памятная ежемесячная выставка, которую в 1995-м году Анастасия возила по городам Финляндии вместе с соратниками.
Да, к этому времени она уже 2 года жила в стране тысячи озёр. Туда вышла замуж тундровичка, корреспондент и диктор ямальского радио, переводчик и фольклорист. Их союз с Маркку Лехмускалио обогатил киномир замечательными художественными и документальными фильмами. Не буду на них сейчас останавливаться. Информацию об этом худо-бедно найти можно. А вот о песенном творчестве нашей героини известно до сих пор немного.
Вернёмся на финскую выставку. Там визитёров кормили блюдами российского Севера, которые готовила Анастасия. Посетителей водили по ненецко-хантейскому посёлку, где были стойбища и кладбища, зимние и летние стоянки кочевников, священные места и лавка с товарами. Народные игры сменялись переодеваниями в традиционные одежды и фотографированием. Но это всё «приелось» (скорее, организаторам, зритель всё валил). И тогда Александр Ропштейн, человек, с которым они практически вдвоём обустраивали это шоу, предложил исполнить ненецкие песни для публики. Он часто слышал, как Анастасия пела за работой, и полюбил её пение.
В большей степени уступив уговорам друга, чем потакая своим желаниям, она вышла на сцену в качестве певицы. Народные песни Лапсуй исполняла, на каждой из площадок выставки. Она перевоплощалась из маленькой шаловливой девочки в девушку, женщину, бабушку. И под финал растрёпанной старухой пела на кладбище, придя умирать. Переводчик доносил смысл песен до публики, а та – восторгалась.
Вот как Анастасия Лапсуй оценивает свой часовой моноспектакль:
Да, я всегда пела в чуме. Но никогда не думала, что буду выходить на сцену. Я просто играла для себя и для Саши.
Ни о каком аудиодиске тогда ещё помыслов не было.
Сцена не отпускает
А потом она запела по просьбе мужа Маркку. Это было на приёме в финском посольстве в Брюсселе, после персональной выставки скульптур Лехмускаллио в Антверпене, в Центре финской культуры. Так их творческий тандем привлёк ещё больше внимания к себе.
Следующий концерт состоялся не так уж и скоро: через год или даже полтора, опять в Антверпене. Там в этнографическом музее супруги показывали своё кино и рассказывали о верованиях северных народов. А поскольку Анастасии ещё недоставало владения английским, она вновь прибегла к универсальному языку песни, танца и рисунка. И с тех пор её выступления на публике стали чаще.
Конкретно о процессе выпуска самого диска мне, в принципе, не известно. Но если вас интересует певческая или киношная действительность Анастасии Тимофеевны Лапсуй, пишите в комментариях. Мы находимся с ней на связи и будем рады рассказать об её успехах. А подзарядиться её энергией и оптимизмом можно от этого видео.
Пишите свои комментарии и ставьте лайки. И – подписывайтесь на наш канал.
Ваша Екатерина Степонайтис
Оформление: Михаил Коробов