Маленькое размышление о ежегодной выставке московских художников к дню города
Автор: Галина Мумрикова
Фото: Нина Кондратьева
Демократичная по составу выставка «Москва и москвичи» собрала работы 308 столичных художников – от маститых до начинающих авторов. Все произведения (а их 360!) показывают на двух площадках – в выставочном зале на Беговой и в творческих мастерских «АртКомбинат» в Перово.
Разнообразие ракурсов нашей столицы привлекали художников всегда и, если собрать сейчас их всех – и известных и не совсем – просматривать пришлось бы не один день.
А между тем на полотнах разных лет прослеживается становление Москвы, как она менялась, как исчезали старые постройки, как появлялись совсем другие. И, наверное, во все времена современники ворчали, глядя, как рушится старое и появляется новое.
Аполлинарий Васнецов написал свою картину «Московский Кремль. Соборы» в 1894 году. На ней – седая старина. Почти через сто лет, в 1980-м Николай Горлов написал «Памятник Пушкину в Москве». Вспоминая классиков, нельзя не восхититься пименовской «Новой Москвой» (1937-й год), той радостью и счастьем, которые вызывает это полотно. Любили наши «старички»-классики центр красавицы-столицы, каким можно увидеть на картине Александра Герасимова «Москва. Ул.Горького (1947-й год). Впрочем, не чурались они и трудовых рабочих ландшафтов, как на картине Константина Юона «Утро индустриальной Москвы» (1949-й год). А вот если взглянуть на работу Николая Шестопалова «Москва.Масловка», написанную в 1953-м, то вид с этого ракурса изменился кардинально.
Да, Москва меняется, и художники меняют свои точки отсчета, пытаясь запечатлеть те здания и переулки, которые еще остались, затерявшись между громадами Сити, новыми «человейниками» разного уровня застройки – для богатых, переселенцев, тех, кого мы гордо именуем «средний класс». Старые москвичи вымирают, а новым как-то все равно, что было и что стало. И это грустно.
Впрочем, ближе к делу. Приятно, что нынешние художники находят в анналах столицы то, что завтра может исчезнуть и то, что, напротив, восстановлено и радует глаз. Некоторые полотна «зацепили», запали в душу.
Больше всего мне понравилась работа Л.Чарской «Покровский монастырь». Чудо чудное: «кружево», словно мозаика, из голых веток, которые как будто возносятся к куполу, шепчутся с ним и закрывают здание от всех горестей и напастей. И палитра такая русская, такая нежная.
Возможно, через сто лет наши потомки взглянут на картину Е.Сальниковой «Забелина, 3» и будут гадать, что тут делали люди в столь маленьких розовых и желтых домиках. Можно по-разному относиться к импрессионистическим мазкам художников, которые писали то Брюсов переулок, то Яузскую площадь, то катание на лодках в Измайловском парке, но одно бесспорно: это та Москва, которую мы планомерно теряем. И – слава Богу! – художники оставят нам на память свой взгляд, свое видение.
Оставят не только то, что невольно вызывает ностальгические настроения, но и легкий юмор, как на полотне Т.Бруни «Джазбанд на Маяковской»: мы все сотни раз проходили мимо уличных музыкантов и даже останавливались, если не слишком спешили. Улыбку вызывает и «Борис, борись!» Т.Субханкулова – так верно угадан жест Бориса Ельцина, который для нового поколения молодежи – история. Что уж говорить о Кремлевском цикле Евгения Ромашко! Символ Москвы, Кремль, всегда был в поле зрения живописцев, вопрос лишь в том, сколько души и истинной любви вложил художник в свое полотно, рисуя святыни столицы, где каждый камень столько слышал и видел, что дух захватывает. Одно можно сказать: Москва, Кремль, набережные и тихие переулочки, парки и церкви получаются далеко не у всех. Живопись, как и музыка, не терпит снисхождения, а только любви. Истинной и всепоглощающей.
Выставка продлится до 17 сентября.
#искусство#живопись#cкульптура#выставки
#москва и москвичи#МОСх#