Для того, чтобы понять значение Накса в истории фильма, сперва надо обратиться к его главному антагонисту - полковнику Джо Муру, который образовал вокруг себя культ личности и назвался Несмертным. Джо держит своих людей в подчинении не за счёт авторитета сильного или страха - он обещает парнишкам, которых отбирает из детей живущих у подножия его базы песчаников, место в Вальхалле - мифическом рае для павших воинов, где они смогут вечно колесить на своих железных конях и пировать с другими славными воинами. Для этого нужно всего-то верой и правдой служить Несмертному, и без колебаний отдать за него жизнь, если потребуется.
Несмертный Джо не стал изобретать велосипед, обратившись к давно известному психологическому приёму, практиковавшемуся различными религиозными сообществами с древних времён. Общество, основанное Джо, можно сравнить с какой-нибудь религиозной сектой (и в частности, с одной из современных исламистских террористических организаций). "Воины полураспада", как Джо называет бойцов своей армии, видят в своём лидере божественную сущность, и искренне верят, что за честную службу их ждёт место в Вальхалле. Для того, чтобы солидно выглядеть в глазах своего воинства, Несмертный прячет свои уродства под бронёй, повторяющей рельеф крепкого мужского торса, и носит устрашающую маску. Джо не просто создал эффективный рычаг управления своими людьми, но застраховал себя от их предательства. Никто из воинов полураспада и не подумает предавать великого Несмертного Джо, ведь тогда путь в Вальхаллу будет закрыт.
У бойцов нет инстинкта самосохранения - они готовы добровольно отдать собственную жизнь при каждом удобном случае, который воспринимают как шанс попасть в Вальхаллу. Товарищи радуются за них, ожидая и своего шанса пройти через Врата. Самое страшное для них - бесславная смерть и отсутствие свидетелей их подвига. Перед тем, как "пройти через Врата", воины призывают всех окружающих в свидетели - так Несмертный узнает, что они достойны, и проводит их в обещанный загробный рай. А поскольку бойцы зачастую поражены смертельными заболеваниями (в основном - злокачественными опухолями), то их время для славного подвига крайне ограничено.
Накс предстаёт перед нами типичным воином полураспада - юнцом, фанатично преданным Несмертному Джо и мечтающим попасть в Вальхаллу. Его смерть от болезней уже не за горами, при первом появлении перед нами он уже еле стоит на ногах, и тем не менее, даже в таком плачевном состоянии он намерен принять участие в общей охоте, цепляясь за шанс пасть смертью храбрых. Лишь мельком брошенный на него взгляд Несмертного он принимает за знамение, начиная считать себя избранным. Он ещё больше убеждается, что ему уготована судьба великого воина, который совершит славный подвиг. Он со всей фанатичностью пытается затормозить водовоз Фуриосы, пожертвовав собственной жизнью, но ему это так и не удаётся.
Когда Джо лично посылает Накса на опасное задание (и, что также не менее важно, лично опрыскивает его лицо хромом), парень ловит настоящее чувство эйфории. Видя, что юнец прекрасно поддаётся манипуляции, Несмертный подтверждает его догадку о том, что Накс является избранным, и обещает лично проводить его к Вратам Вальхаллы. И так отличавшийся особым фанатизмом Накс окрылён "божественным откровением" и стремится исполнить волю Несмертного... но сразу же терпит неудачу, опозорившись в глазах своего бога и допустив гибель одной из его жён.
Это становится настоящим ударом для Накса. Он ловит психологический шок, ощущает себя абсолютно потерянным. После того, что произошло, Врата Вальхаллы закрыты для него. Он навсегда запятнал себя в глазах своего бога, от него теперь отвернутся боевые братья. Накс не представляет, что делать дальше.
Здесь надо отдать должное способной жене Несмертного, которая даёт Наксу то, чего он доселе не знал - заботу и ласку. Она помогает ему успокоиться, утешает тем, что возможно, судьба сберегла его для чего-то большего. У Накса образуется привязанность (возможно, любовь) к Способной, замещающая собой преклонение перед Несмертным Джо.
Психологически Накс находится в неопределённом состоянии до самого конца фильма: ему, несомненно, трудно расставаться с привитыми убеждениями, которые скорее всего в той или иной форме продолжают жить в его сознании (как та же вера в божественную сущность Несмертного), но при этом в своём безвыходном положении он вынужден обернуться против своего прежнего авторитета в лице Несмертного и его армии. Накс не может оставаться один - ему нужно быть частью чего-то большего, и чем-то большим для него теперь становится команда беглецов. Окончательно трансформировать своё сознание и приобрести какие-то новые твёрдые убеждения Наксу просто не хватает времени. Он, в чём-то уподобляясь Максу, плывёт по течению, не зная конечной цели.
Окончательное разрушение всех тех устоев, в которые верил Накс, происходит, когда он узнаёт о гибели Несмертного. Всё то, что ему вдалбливали в голову, оказалось ложью, манипуляцией одного властного старика, оказавшегося на поверку не таким уж и несмертным.
Разуверился ли Накс в обещанном загробном рае - трудно сказать. Может быть, несмотря ни на что в нём ещё жила надежда попасть туда. Перед смертью он просит Способную запомнить его, как принято у воинов полураспада (но, возможно, он просто хочет остаться в памяти любимой, ради которой пожертвовал жизнью). Так или иначе, он жертвует собой не ради какого-то бога во плоти и мифического рая, а ради вполне конкретной и осязаемой любимой девушки и других беглецов, заменивших для него боевое братство.
Когда абстрактные и эфемерные убеждения, нуждающиеся в постоянной подпитке, встречаются с реальностью - им свойственно распадаться в весьма болезненном, но необходимом для освобождения разума процессе. Через весь фильм пролегает мысль о том, что спасения не стоит искать в эфемерных образах. Фуриоса везёт жён Несмертного в "зелёные земли", в которых последний раз была почти двадцать лет назад - и, как обнаруживается, за двадцать лет многое успело поменяться. Дальше беглецы решают искать спасения в самоубийственном путешествии через нескончаемую пустыню, в конце которой, возможно, удастся найти место для лучшей жизни. Но реальное решение находится в материальной и хорошо всем известной Цитадели, где достоверно есть и чистая вода, и плодородные земли, и еда. Во фразе Макса Рокатански о том, что "надежда - это ошибка", может быть определённый смысл: вместо того, чтобы надеяться на некий "свет в конце туннеля", лучше обратить внимание на уже известные подтверждённые вещи, которые и могут дать необходимую опору, если проявить упорство и сообразительность. Вместо того, чтобы пытаться собрать осколки прошлого, нужно жить настоящим и использовать все доступные средства, чтобы здесь и сейчас создать для себя как можно более приемлемые условия.
Накс наиболее наглядно отражает собой слепую веру, не имеющую под собой никаких оснований, и избавление от её плена. Переход от погони за чем-то неясным, существующим лишь в чьих-то туманных обещаниях, до борьбы за настоящее, осязаемое, что можно увидеть, к чему можно прикоснуться, в полном понимании того, за что именно ты борешься. Вот почему он является самым важным персонажем в фильме, где главными героями считаются Макс Рокатански и Фуриоса.
Про игру: