У древней Бухары (а городу уже более 2500 лет!), в своё время сложились, мягко говоря, не самые тёплые отношения с монгольскими завоевателями. Бухара была захвачена Чингисханом в 1220 году, разграблена, а большинство бухарцев – либо убиты, либо угнаны. В течение последовавшего за этим столетия она ещё минимум четырежды подвергалась разрушению и разграблению монголами (в 1238, 1263, 1273 1316 годах). Однако не для всех жителей Бухары, сдавшихся на милость Чингисхана, жизнь оборвалась под стенами Самарканда. Одним из таких бухарцев был Сеид Аджалл Шамс ад-Дин Омар.
Семья этого человека, бывшего в эпоху нашествия маленьким мальчиком (год рождения - предположительно 1211), сдалась монголам вместе со многими другими бухарцами. Предки Сеида Аджалла прибыли в Среднюю Азию с арабскими завоевателями ещё в VIII веке, а родословная, согласно некоторым источникам, восходит к Святому Пророку. Отца его звали Камал ад-Дин, а дедушку - Шамс ад-Дин Омар аль-Бухари.
Свою службу в Монгольской империи Сеид Аджалл Шамсуддин начал в 1229 году (627 год хиджры), с началом правления Великого Хана Угэдэя. Он служил в Ханбалыке (Пекин), занимал руководящие посты в уезде Хэнань, провинциях Шаньдунь, Шаньси и Сычуань, был "имперским министром финансов" (казначеем). Сеид Аджалл Шамсуддин участвовал в разгроме Далийского царства и монгольском завоевании Бирмы (нынешняя Мьянма).
Но наибольшую славу этому уроженцу Бухары принесла должность первого губернатора провинции Юньнань с 1274 года. На эту должность его назначил основатель династии Юань, внук разорителя Бухары Чингисхана - Хубилай.
Помимо разгула преступности и бандитизма, выражаясь современным языком, в Юньнани Омар Шамсуддин, которому в то время было уже 63 года, обнаружил, что этот регион живёт в крайней нищете, с отсталой и слабой сельскохозяйственной системой. В Юньнани почти не возделывали рис, отсутствовала ирригация. Население пребывало под жесточайшим налоговым прессингом и самоуправством феодалов. Сеид Аджалл Шамсуддин, яростный приверженец конфуцианства (это- не религия, а философия!), провёл кардинальную реформу управления. К 1276 году военная и гражданская власть были разделены, с насилием в Юньнане было покончено.
Следующим шагом губернатора (наместника) стала всеобъемлющая аграрная реформа, которая началась с проектирования "интегрированной" (единой) ирригационной системы для предотвращения наводнений и развития заливного рисового земледелия, а также строительство складских сооружений вдоль рек и озер. Было построено более 70 плотин и прорыто множество оросительных каналов, вода стала упорядоченно поступать от плотин к полям, как в родном для наместника Мавераннахре. Отдельные части системы орошения, построенной в XIII веке, все еще работают и в наше время. Британский учёный Джозеф Нидхэм был поражен ирригационными системами, устроенными бухарцем в провинции Юньнань почти за 700 лет до его визита в этот регион в 1942 году.
Организовав оросительные каналы, наш герой освоил новые обширные земли и ввел культуры, которые ранее не были известны в регионе. Была реформирована налоговая система, которая значительно облегчила бремя крестьян.
Сеид Аджалл Шамс ад-Дин Омар был мусульманином и сделал много для распространения ислама в Южном Китае. Он основал город «в китайском стиле» на территории современного Куньмина под названием Чжунцзин Чэн. Сеид Аджалл приказал построить в городе буддийский храм, конфуцианский центр и две мечети. Защита ислама, христианства, буддизма, даосизма и конфуцианства была частью религиозной политики Монгольской империи. И конфуцианство, и ислам пропагандировались Сеидом Аджаллом в его "цивилизационной миссии" всё время пребывания в Юньнани. Он считал Юньнань "отсталой и варварской" и использовал конфуцианство, ислам и буддизм для "цивилизации" региона. Управление провинцией в такой много конфессиональной стране, как Китай XIII века, требовало высокой степени дипломатии, в основе которой лежала религиозная терпимость.
Сеид Аджалл Шамс ад-Дин Омар скончался в 1279 году. Он основал целую династию высших сановников Китайской империи. Его потомки пользовались непререкаемым авторитетом среди населения, что способствовало утверждению ислама на юге Китая, а внук в 1365 году испросил у императора соизволения, чтобы ислам ОФИЦИАЛЬНО стал бы называться по-китайски "чистая истинная вера" и получил утвердительный ответ. Потомками этого достойного уроженца Бухары считаются многие известные китайские мусульмане, например адмирал Чжэн Хэ и мулла Ма Чжу.
Многие выдающиеся люди прославили свой родной город – Бухару. И нет сомнения, что нынешние бухарцы вправе гордиться и этим их великим земляком, имя которому - Сеид Аджалл Шамс ад-Дин Омар аль-Бухари.