Найти тему
Елена Каштанова

Дюна

Для многих "Дюна" - произведение культовое. Она была переведена одной из первых в Перестроечное время, когда у любителей фантастики еще не было большого выбора, и ее читали просто все. А потом вышла компьютерная игра, над которой зависали днями и ночами, переходящими в недели и месяцы. Поэтому совершенно неудивительно, что "Дюна" Дени Вильнева оказалась такой долгожданной и востребованной.

Сразу скажу, что меня все это практически не касается. Книгу я не прочитала в силу того, что увлекаюсь больше фэнтези, чем фантастикой, поэтому вместо Герберта подробно изучала Толкиена, Льюиса и Урсулу Ле Гуин. А с игрой не сложилось, потому что меня там все время сжирал земляной червь. После двадцати попыток он меня утомил, и я перестала биться с Харконеннами и собирать спайс, так и не поняв, нафига это все было нужно. Но теперь я посмотрела фильм, и мне все там объяснили.

Главное мое впечатление от фильма - это, конечно, Тимоти Шаламе. Ну вот люблю я его еще со времен "Назови меня своим именем" и "Красивого мальчика". Да и вообще люблю смотреть на красивых мужчин, уж так получилось. В конце концов, я же девочка, мне положено. Но что удивительно - Тимоти не выглядит в фильме чужеродным элементом, как если бы попал туда только из-за внешних данных. Я не читала первоисточник, поэтому сужу только по фильму. И для меня образ, созданный актером, - это такой юный наследник, который пока еще не готов к серьезным делам, он только учится, причем, не всегда успешно. Он, конечно, подает надежды, но пока еще не много подал. За его спиной семья, друзья, наставники. Если на наши реалии переводить, что-то типа старшеклассника, 10-11 класс. И вот этот молодой человек вдруг в одночасье теряет все и оказывается единственным защитником своей матери и своего рода в целом. Кроме того, он вдруг становится каким-то "Избранным" для кучи левых людей, доверие которых тоже неплохо бы оправдать, ибо они ему нужны для справедливого возмездия и, прямо скажем, для дальнейшего выживания.

Ну и все, дальше ничего сказать невозможно, потому что, как выразилась одна моя знакомая, мы посмотрели фильм "Дю", а "На" будет через два года. Все, наверное, знают, что я не люблю смотреть недоснятые фильмы и читать недописанные книги. Но так уж сложилось, что большой экран нас в последнее время редко радует, надо хватать что дают. Ну и Тимоти Шаламе опять же, вот мимо него я точно пройти не могу.

Наверное, меня осудят, если я ничего, кроме Тимоти, не расскажу о фильме. Сочтут блондинкой. Что, кстати, правда. Но я действительно не понимаю, как оценивать начало без конца. Ну могу глубокомысленно заметить "многообещающе". Или модно "красивое". Но как-то я не удовлетворена. Как будто долго возбуждали, но до конца не довели. Внешне в фильме все безупречно, придраться не к чему. Но вот это ощущение незавершенности все портит.

Осталась непонятной сцена кульминации, когда Пол вынужден биться с каким-то пассионарным чуваком, возжелавшим стать вождем. Вся необходимость этой битвы выглядит сильно за уши притянутой. С какого перепугу какие-то два хрена с горы, которых эти фремены впервые видят, вдруг оказываются втянутыми в борьбу за власть в этом племени? Они реально планируют подчиняться в случае их победы? Почему нельзя биться с женщиной? Она вообще-то магичка, скажет "перережь себе горло" и как миленький перережешь. Опять же - почему она этого не говорит? И что было бы, если бы так и не нашлось, кому вступить в бой вместо Джессики? Они бы стояли там до сих пор и искали добровольца? Возможно, одного раза не достаточно, чтобы разобраться в этих интригах, хотя, с другой стороны, сильно сложной интрига не выглядит. В хитростях Джека Воробья, Уилла Тернера и Элизабет Свон мы разбирались коллективным разумом гораздо дольше.