Молодой демограф брёл по ночному проспекту. Несмотря на поздний час улицы были многолюдны.
"Купи! Купи! Купи!" - кричали неоновые рекламные вывески, - "КУПИ, и ты будешь счастлив!"
Натуральное грузинское горячей волной подкашивало ноги. Однако, до полной перезагрузки было ещё далеко. Поэтому он и направлялся в бар. Третий по счёту. Разумеется, передвигаться на такси было бы удобней, но понижение рейтинга на сто баллов разом лишает тебя многих элементов привычного комфорта. Ограничение в правах - на самом деле штука серьёзная! Отлично регулирует уровень социальной ответственности. По крайней мере, теперь он протестировал это на собственной шкуре. Ну что ж...
"Не поддавайся панике - in vino veritas", - кажется именно так звучит одна из композиций популярной группы " Невозможное будущее"? (Перевод с латинского: истина в вине.)
Увы, и третий бар не оправдал надежд.
- Мы не обслуживаем клиентов с рейтингом менее 2000, - вежливо улыбается пожилой бармен, поправляя галстук-бабочку.
Очередной отказ огорчил Ивана всерьёз, но к несчастью ни чуть не уменьшил потребность в алкоголе.
- Эй, друг! - окликнул его субъект в сером, - в двух кварталах отсюда имеется отличное место. Как раз для таких, как ты и я. Настоящее заведение! Там всё, как в старые добрые времена. Точно! Представляешь, там ценят не рейтинг, а клиента! Тебе повезло - я как раз туда, - незнакомец протянул руку.
Немного поколебавшись, Иван протянул свою. Он уже и не помнил, когда знакомился с кем то на улице. Как правило, приличные люди сначала заводят отношения онлайн. Пошли рядом. Незнакомец слегка прихрамывал.
- За что пострадал твой рейтинг? - небрежно поинтересовался он, - впрочем, можешь не отвечать, если считаешь, что я лезу не в своё дело.
- Моя жена... Это всё из-за неё. Мы нарушили Закон планирования рождаемости. Она... Очень хотела ребёнка. Но я был против. Честно. Я вообще то сам демограф и прекрасно вижу, что человечество на грани. Мы должны регулировать собственную численность. Девять миллиардов, это не шутка! Да, мы - господствующий вид на планете. Это так. Но это обязывает нас заботиться о ней. Собственно, я это к тому, что не считаю себя жертвой... Мой рейтинг пострадал за дело.
Тут Иван осёкся и перевёл дух. Он выкладывает всё это совершенно незнакомому человеку? Словно они не на улице, а в зале суда. Да-а - нервы сдают. Или алкоголь стирает грани приличий? Скорее всего и то, и другое, и, возможно, третье. Иногда, лучшим средством для решения сложной проблемы становится чей-нибудь свежий взгляд на твою ситуацию. И незнакомец понял, вздохнул и осторожно покашлял в кулак.
- Так ты из тех, кто считает себя в ответе за всё, что творится и творилось на Земле? - полюбопытствовал он.
- Э-э-э.. Да. - скромно признался молодой человек.
- Интересно. И ты всерьёз полагаешь, что люди могут спасти планету?
- Конечно! Нам пора остановиться и....
Тут незнакомец прервал его.
- Погоди, погоди. Мы уже пришли. Давай-ка продолжим беседу за бокалом вермута.
Осмотревшись вокруг, Иван не обнаружил ничего хотя бы отдалённо напоминающего предприятие общественного досуга. Обычный жилой дом и подъезд с чёрной ни чем не примечательной дверью. Чтобы войти в подъезд незнакомец использовал приложение "Ктотам911"
"А что если... Что если он агент секретных служб?" - блеснула в голове Ивана здравая мысль. Но тут же другая здравая мысль пожала в ответ плечами: "И что? Если так - ты уже влип, приятель. По уши!"
Поднявшись на лифте, они вошли в одну из типовых квартир, каких тысячи в городе. Но за дверью, и впрямь, оказался самый настоящий бар в стиле 20 века - маленький, но весьма уютный. Всего два столика и стойка. Такие бары просто созданы для откровенных разговоров по душам. И странно, что в столь замечательном месте совсем не было посетителей. Два круглых зелёных абажура свешивались с потолка. В приглушённом свете плавали клочья сизого дыма и негромкие звуки джаза.
- Хай, Нико! - приветствовал незнакомца волосатый бармен.
- Давненько тебя не было видно. Лили скучала по тебе, - с этими словами он погладил длинную чёрную кошку, растянувшуюся на добрую четверть стойки. Кошка зевнула и выпустила от удовольствия когти.
- Я тоже скучал, - признался незнакомец и голос его слегка дрогнул. Он ласково прикоснулся к кошачьей шёрстке. Лили замурлыкала.
- Ты не один, Нико? - спросил бармен с некоторым подозрением глядя на Ивана.
- Этому парню нужно промыть мозги, Джеффри. Будь так любезен - два вермута. Все вопросы потом. Нам обоим чертовски важно согреть наши глотки, - подмигнул Нико Ивану, снимая серый плащ. Он оказался весьма невысок, худ, ещё и сутулился. Не пропорционально длинные руки, окончательно портили его фигуру. Лицо в мелких морщинах - внешне ему вполне можно было бы дать и пятьдесят и шестьдесят.
Расположились за столиком. Приятный, чуть горьковатый вкус вермута и тонкая долька лимона, Нико ласкает прыгнувшую к нему на колени кошку.
- Вермут - лучший психолог, не так ли? - обращается он к Ивану. Глаза в мелкой сеточке морщин внимательно изучают молодого человека.
- Тридцать лет тому назад я был таким же как ты! - уверяет Нико, поднимая свой бокал, - у меня была благороднейшая цель. - спасти человечество!
Он осушил бокал и знаком намекнул Джеффри повторить.
- Уже тогда - в конце двадцатого говорили об изменениях климата, о недостатке ресурсов, о варварских вырубках дождевых тропических лесов, об опасности атомного оружия. Всё это я слышал с детства. Об этом рассказывали в школе, писали книги, снимали фильмы. Но при этом ничего кардинально не менялось... Ни-че-го!
Он помолчал, рассматривая красную жидкость в своём бокале и продолжил.
- Я боялся, что человечество просто не успеет изменить своё мышление и не сумеет предотвратить экологическую катастрофу. Мировые религии предлагали не вмешиваться в Божественный замысел, но меня такой подход, разумеется. не устраивал. Я решил разобраться во всём, что происходит в этом мире самостоятельно и выбрал Науку.
- Так вы учёный? - уточнил Иван.
- Я астробиолог и минералог.
Иван взглянул на собеседника с недоверием. Он скорее напоминал бывшего врача, учителя или артиста, но не учёного столь редкой специализации.
- Что? Не похож? Может помнишь... был такой Николай Хайзер?
- Ещё бы! Кто же его не помнит? Знаменитость. Автор нашумевших книг по истории планеты, исчезнувший внезапно на пике популярности.
"Неужели? Да ведь и бармен, называет его Нико!"
- Вы? Это он? То есть, Вы - Хайзер?
Нико засмеялся и, сделав глоток вермута, взялся сосредоточенно жевать лимон. Сглотнув, он вытер салфеткой уголок рта и продолжил, предпочитая, однако, не отвечать на прямой вопрос, относительно своей персоны.
- Сначала я выбрал факультет астрофизики потому, что решил изучить, космос, как рождаются и умирают звёзды и планеты. Это весьма увлекательно - рассматривать Вселённую в телескоп. Однако, очень быстро я понял, что всё самое важное хранится здесь - у нас под ногами. Нужно лишь научиться читать каменные летописи нашей планеты и тогда многое становится ясным. Я погрузился в мир минералов. Как одержимый, я загромождал свою комнату образцами горных пород. А моим любимым инструментом сделался не телескоп, а микроскоп. Микромир оказался столь же великим, как и макромир! Минералы умеют говорить с тем, кто готов их слушать. Трагедии великих вымираний и бесконечные эксперименты над жизнью! Перед моими глазами выстраивались цепочки событий, составляющие биографию нашей планеты. Я почти не спал и не помню ел ли. И именно в этот период я встретил её.
Теперь уже Ивану казалось, что Нико рассказывает всё это не столько ему, сколько самому себе. Взгляд собеседника застыл. Пальцы обнимали пустой бокал.
- Она была художницей. Рисовала простенькие иллюстрации к детским книжкам. Ничего серьёзного. Красавицей не была. Не-эт. Тонкий интеллект? Тоже не про неё. Однако, ей удалось ненадолго отвлечь меня от моих минералов. Я не мог понять, что за энергию она излучает. Только рядом с ней я становился глупее и счастливее одновременно. Мы занимались любовью на старом диване, утопавшем в прекрасном хаосе. Мои камни смешались с её красками и альбомами. Мы смотрели ерундовые сериалы, гуляли в парке, пили кофе, или просто спали. А мир существовал параллельно. Планеты продолжала свою одиссею вокруг Солнца. Нефтяники бурили скважины. Блогеры развлекали публику. Рождались новые проекты, набирали мощь города, умирали последние деревни. Медленно таяли ледники, и океаны атаковали континенты. Наша Земля всегда была беспокойной, постоянно развивающийся планетой.
Нико умолк, погрузившись, видимо, на самое дно своих воспоминаний.
- Я читал Вашу книгу, - подал голос Иван, - Это настоящий шедевр! Вы так подробно и главное доступно описали всю биохимию эволюции, но потом Вы исчезли... В интернете писали будто бы у вас онкология....
Нико улыбнулся.
- Я действительно пустил такой слух.
Он указал бармену на их опустевшие бокалы, погладил Лили.
- На самом деле всё гораздо прозаичнее, мой друг. Мой социальный рейтинг потерял 100 баллов из-за внезапной беременности моей гражданской жены. Тогда Программа "Контроль над рождаемостью" работала в тестовом режиме. Но я ещё до встречи с ней принял условия этой игры. Я был молод и мне казалось, что я поступаю правильно. Я ведь не собирался посвящать свою жизнь воспитанию детей. У меня были иные цели. Поэтому я без всяких сантиментов подписал соглашение о том, что не стану отцом в течении ближайших 15 лет. Я даже законсервировал свою сперму в криобанке. Ну, на всякий случай. 15 лет - всё же срок немалый. И тут она заявляет: мол, беременна. Хочу этого ребёнка. И слёзы, то и сё.... Ай, - он махнул рукой.
- Выбор, вставший перед нами был очень не прост. Моя карьера или наш ребёнок.
Он опять замолчал. А Иван вдруг ощутил нечто нелепое. Раздвоение личности или что то вроде того? Он вдруг увидел собственное отражение в морщинах легендарного астробиолога Нико Хайзера. "Тридцать лет назад я был таким же как ты!"
А не стану ли я таким же, как он через три десятка лет?
(Продолжение следует) - здесь!
Иллюстрация - репродукция известной картины "Полуночники". Художник Эдвард Хоппер.
Начало истории - Тут!
2 часть, 3 часть, 4 часть, 5 часть, 6 часть, 7 часть,
8 часть, 9 часть,10 часть, 11 часть, 12 часть, 13 часть,
Спасибо за внимание, уважаемый читатель!