-Ой, внучка, ты у меня и спросила. Давно это было. Кое-что из памяти уже и выветрилось. Осталось только главное. Когда мне было семнадцать лет, я познакомилась на предновогодним субботнике в общежитии медицинского училища с Татьяной. Девчонкой с нашего потока и, как удивительно было узнать, что она оказалась ещё и с одного со мной села. Учились мы с подружкой в разных группах, и специализация у нас была разная. Я училась на фельдшера, она на медсестру. Я на третьем курсе, она на втором. Учить приходилось много, требования высокие. Те кто любил гулять и много спать, с треском вылетали после летней сессии из училища. Никакие истерики и слёзы двоечникам не помогали. А ещё я помню, что в тот день спросила у своей мамы, она как раз приехала меня навестить:
-Мама, а что такое любовь?
-Любовь, доченька, это когда после встречи с будущим мужем, ты плачешь меньше и смеёшься громче.
-Мам, а, мам, как узнать своего будущего мужа?
-По заботе, доченька, по заботе. Если парня интересуют твоя жизнь, а не пьянки - гулянки, то это точно кандидат в мужья. Запомни. Самостоятельный парень о жизни думает, а не о удовольствиях. Мы вот, когда с твоим отцом встречаться начали, так он всё время обо мне переживал. Чтобы я со свиданья в срок домой приходила, и отец мне не всыпал вожжами вдоль спины. Чтобы кофту тёплую одевала, чтобы ножки не промочила, да тяжести в поле не таскала, чтобы голодной не ходила,- бабушка Клава посидела, помолчала и продолжила разговор своей мамы, моей прабабушки Химы:
-Ведь он ко мне не сразу подошёл, как увидел. Приглядывался. Расспрашивал обо мне. У соседей мной интересовался. Мы хоть с ним из одного села, да сама знаешь, народу в нём с пять тысяч в те годы проживало. Когда я в старших классах на парней заглядываться начала, отец твой уже в Армии долг Родине отдавал. А когда совсем заневестилась, он уже в милиции служил. Тогда меня и посватал честь по чести.
Я сидела, слушала и думала: а где бабулины принцы и короли? А баба Клава повествует дальше.
-Тогда я из маминого ответа мало что поняла. В памяти только и осталось, что любовь - это забота о любимом. Почему я в тот день маму о будущем муже расспрашивала, не знаю. Предчувствие наверно какое-то было. Примерно через неделю после предновогоднего субботника Танюша познакомила меня со своим родным братом Гришей, твоим будущем дедулей. Учился в ту пору твой дедушка далеко от дома, в Сибири, в школе милиции. На каникулы приехал, родных проведать. Вот мы с ним неделю его отпуска и встречались в нашем сельском клубе на танцах, потом он уехал доучиваться. Сказал только:-"Ты меня жди." Уехал и уехал. Не серьёзно я к знакомству с Гришей отнеслась. Я и сама училась, некогда об женихах было думать. В институт мечтала поступить, настоящим врачом стать. Как говорится, жених с глаз долой, из сердца вон. К мечте своей я стремилась.
Время шло. Весна. Практика в больнице. Вот где я впервые в жизни по-настоящему напугалась, так это там. На практику в больницу я попала не простую, а в специализированную. В психиатрическую больницу, в отделение тихих, не буйных больных. В разговорной речи такие больницы называют психушка или дурдом.
Вот представь себе. Прихожу я в дурдом на практику вся из себя такая гордая, уверенная в своих знаниях. Фу ты, ну ты, одна из трёх лучших студенток на потоке. Провели с нашей группой инструктаж, развели нас по палатам. Меня к Надежде Ивановне врачу-психиатру прикрепили. Я не должна была от неё ни на шаг отходить. Приводит она меня в палату к слепому мужчине и говорит:
-Просто побеседуй с ним. Узнай историю его жизни. А я скоренько вернусь, и тогда ты, под моим руководством, будешь осуществлять сбор анамнеза больного. Я скоро.
Сказала и ушла. Присела я рядом с больным на стульчик, познакомилась. Стал он мне свою историю рассказывать. Как его фамилия, где работал. Рассказал, что жил вдвоём с мамой, что лет ему всего двадцать восемь. Что стал он не с того и не с сего слышать голоса. Однажды ему голос сказал, чтобы он выколол себе глаз. Он так и сделал. Потом голос приказал выколоть второй глаз. И эту просьбу больной выполнил. Теперь вот, лежит здесь, его лечат. А ещё он в больничной самодеятельности участвует. Песни громко хором поёт. Пока я сидела и расспрашивала слепого шизофреника, не заметила, как кто-то подошёл ко мне со спины и положил руку на моё плечо. Такая не внимательность - это с моей стороны было сверх всякой безответственности и не профессионализма, как будущего врача.
-А хотите мы вам песню споём?
Конечно я сразу согласилась на концерт. Жить то мне очень хотелось. Ведь за моей спиной стоял вокзальный маньяк Стёпа, нам про него на лекциях недавно рассказывали и показывали слайды с его фотографиями. Я его сразу узнала. Нет, он никого не убивал, не обижал, просто маньяк тихушник. Любил раздеваться, где народу побольше. Сижу частушки слушаю про больницу, про местных врачей. Страшно и смешно одновременно. В палату заглянул мой куратор из училища.
-Что вы тут делаете?
Я не успела ответить, как больные, почти хором сказали:
-К празднику готовимся. Доктор наши песни слушает.
И заунывно затянули песню "В лесу родилась ёлочка." Марья Александровна спросила меня:
-Помощь нужна?
-Нет.
-Сейчас Надежда Ивановна освободится и подойдёт. Если что, я рядом.
Только дверь закрылась. Больные опять мне стали петь частушки и рассказывать анекдоты про психов. " Сидят дураки возле зелёного забора, облизываются. Приходит врач и спрашивает: -" Что вы тут делаете?" Психи отвечают:"- Ждём когда забор поспеет." Больные анекдот расскажут и радостно смеются, и я с ними хохочу. Наконец-то пришла психиатр Надежда Ивановна. Я сидела, слушала её пояснения к анамнезу больного и впервые понимала. Медицина не моё призвание. Одно дело сидеть в поликлинике практикантом - медсестрой на приёме. Совсем другое дело остаться один на один с больными. Я ничего не знаю, не умею, растерялась и боюсь. Летнею сессию я, как всегда, сдала на отлично. Уехала домой на каникулы. Отдых был не в радость. А тут ко мне Танюша прибежала вся в слезах. По дороге домой из Сибири пропал её брат Гриша.
Расстроилась тоже. ,Один мой папа не запаниковал. Запрос по своим милицейским каналам сделал. Узнал на какой станции видели Гришу люди последний раз. Купил нам с Танюшей билеты на поезд и отправил нас до станции Заводоуковск Тюменской области. Обратно сказал добираться на электричках. На обратной дороге домой расспрашивать всех людей, что по пути попадутся. Звонить каждый день, докладывать, отмечаться во всех отделениях милиции на железнодорожных станциях. Деньги, если закончатся, звонить и ждать на почте до востребования. Сначала мы при посадке в поезд были такие смелые и решительные, а вот перед Заводоуковском мы немного всплакнули. Дома, рядом с родителями, было всё ясно и понятно. А сейчас на станции выйдем и что делать?
Продолжение: Клава + Гриша = Анчутка
Спасибо за внимание.
Понравился рассказ?
Ставьте Лайк, подписывайтесь на мой канал и делитесь рассказом в социальных сетях.
Буду рада узнать ваше мнение о моих рассказах.
Мой канал: Вета Драган
Дорогие читатели! Вы можете поддержать меня, купить электронную книгу про Анчутку или получить ранний доступ к новым рассказам по ссылке: www.patreon.com/VetaDragan
С уважением к вам я, Вета.