Найти тему

Те, кого нельзя было называть: 5 запрещённых национальных писателей

Оглавление

Цензура давно стала частью российской культуры. В каждую эпоху в нашей стране находились писатели, которым не повезло, и их творчество оказалось под запретом. Не обошло это стороной и литературу народов России. Сегодня я расскажу вам о 5 национальных писателях, чьи книги долго нельзя было найти в библиотеках, а некоторых из них даже запрещено было называть по имени.

1. Гаяз Исхаки (1878-1954)

Татарский писатель Гаяз Исхаки был одним из основоположников новейшей татарской литературы. Он написал множество рассказов, романов, пьес, в которых затрагивались самые острые вопросы, волновавшие татарское общество. Например, в произведении "Вырождение двести лет спустя" ставится вопрос о том, есть ли вообще будущее у татарской нации.

Об этом произведении можно узнать больше в моей статье ""Татарская антиутопия" Гаяза Исхаки: почему он предрекал своему народу вымирание?"

В других своих сочинениях Гаяз Исхаки освещает проблемы просвещения татар, судьбы татарских интеллектуалов, "женский вопрос". Его книги часто вызывали противоречивую реакцию. Среди татарской интеллигенции Исхаки обладал огромным авторитетом, его читали и почитали, прислушивались к его идеям и размышлениям о судьбе татарской культуры. В то же время новаторские, зачастую провокационные тексты писателя становились объектом критики с самых разных сторон. Мусульманское духовенство не любило Исхаки за то, что он высказывался против всепоглощающего догматизма в религиозной жизни и призывал к отказу от устаревших традиций. Имперская власть не могла позволить, чтобы писатель прямо говорил обо всех сложных и трагических моментах в истории татарско-российских отношений. Кроме того, Гаяз Исхаки был сторонником демократических преобразований. В конечном итоге это привело его в ссылку. Многие татарские читатели были шокированы тем, как откровенно он обсуждает в своих книгах вопросы религии, семейных и половых отношений, показывает неприглядные стороны повседневной татарской жизни. Так что на творческом пути писателя вместе сопровождали и слава, и неприятие.

Гаяз Исхаки был не только писателем, но и очень активным общественно-политическим деятелем. После Февральской революции 1917 года он стал одним из лидеров движения за создание государства татар и башкир в Урало-Поволжье. Однако проект нового государства так и не был реализован: к власти в России пришли большевики. Исхаки не хотел с ними сотрудничать и уехал за границу. Живя в Германии, а после - в Турции, он продолжал писать о татарах. Тем временем на родине его имя уже было забыто. Удивительно, но писателя, создавшего целую эпоху в татарской литературе, просто вычеркнули из истории. Его книги не переиздавались и не переводились. Несколько поколений татар выросло, не зная, кто заложил основы их национальной литературы в ХХ веке. Только в конце 80-х годов имя Гаяза Исхаки вернулось на страницы газет и журналов. А уже в 90-е его творчество стали активно исследовать. Вышли новые издания дореволюционных сочинений, впервые на родине познакомились с тем, что Исхаки написал в эмиграции. Сегодня историю татарской литературы невозможно представить без творчества Гаяза Исхаки. Он вновь стал известен среди своих соотечественников, которые познают через его сочинения сложную судьбу татарского народа в начале ХХ века.

2. Санджи Балыков (1894-1943)

-2

До Первой мировой войны будущий калмыцкий писатель Санджи Балыков работал сельским учителем. Потом он ушёл на фронт, а когда произошла революция, стал воевать на стороне белого движения. После поражения белых Балыков, как и многие его единомышленники, покинул Россию. Побывав в нескольких странах, он в итоге поселился в Чехословакии. Здесь вместе с другими калмыцкими эмигрантами они организовали своё общество, которое занималось сохранением калмыцкой культуры. В это время Санджи Балыков и решает взяться за перо. Он пишет рассказы и повести, в которых описывает жизнь родного калмыцкого народа. Для автора, жившего за границей, это был способ сохранить духовную связь с покинутой родиной. Среди всех сочинений Балыкова особенно широкое признание получила повесть "Девичья честь". В этом произведении показана судьба калмыцкого народа во время революции и Гражданской войны. Необычно то, что революционные события в повести изображены с точки зрения белых. По понятным причинам в литературе народов России в советское время революция и Гражданская война рассматривались только с позиции большевиков. Исключение составляют лишь произведения писателей-эмигрантов, среди которых и повесть калмыка Санджи Балыкова.

Нетрудно догадаться, что в родной Калмыкии о творческих достижениях Балыкова долго и не подозревали. Для писателей-эмигрантов, да ещё и открыто выступавших против советской власти, путь к отечественному читателю был закрыт. Только в 1990 году, когда многие запреты уже остались в прошлом, произошло знакомство российских калмыков с творчеством их эмигрировавшего соотечественника. На празднование юбилея эпоса "Джангар" приехала делегация зарубежной калмыцкой диаспоры.

Об эпосе "Джангар" и не только читайте в моём материале "Самые большие эпические сказания народов России"

Именно они привезли в Калмыкию книги Балыкова. Уже вскоре произведения Балыкова начали издавать в России, и он заслуженно занял своё место в ряду классиков калмыцкой литературы.

3. Каллистрат Жаков (1866-1926)

-3

Писатель, учёный и философ Каллистрат Жаков был одним из самых талантливых представителей народа коми. Он окончил Санкт-Петербургский университет и остался в столице, чтобы заниматься научной и преподавательской деятельностью. Научные и философские занятия не оторвали Жакова от его национальных корней. В своём литературном творчестве он вдохновлялся фольклором, мифологией, бытом коми-зырян. Так как Каллистрат Жаков писал по-русски, через его произведения многие российские читатели того времени открыли для себя мир культуры народа коми. Одно из самых ярких творения Жакова - поэма "Биармия" по мотивам коми фольклора. Эта поэма написана под впечатлением от карело-финского эпоса "Калевала", обработанного Элиасом Лённротом.

О создании "Калевалы" и других интересных фактах из истории карельской словесности читайте в моей статье "Латинский алфавит и три литературных языка: чем ещё удивляют филолога карелы"

Другое выдающееся произведение писателя - автобиографический роман "Сквозь строй жизни". В нём Каллистрат Жаков размышляет о своей незаурядной жизни и о духовных возможностях человека. Творчество Каллистрата Жакова привлекло внимание многих известных литераторов начала ХХ века. О нём хорошо отзывались такие авторитетные люди, как Лев Толстой и Максим Горький.

Вскоре после революции 1917 года Жаков заболел и умер. При советской власти его объявили писателем, чьё творчество не соответствует идеалам новой культуры. Автору поставили в вину его плюрализм в вопросах мировоззрения, увлечение религией, мистикой, оторванность от широких народных масс. Действительно, Каллистрат Жаков не был певцом или пророком революции, он не стремился вставать на строго определённые политические позиции. С его отстранённо-философским взглядом на жизнь Жаков не вписывался в новую советскую литературу. Поэтому выдающийся коми литератор пребывал в забвении вплоть до конца ХХ века. В 80-90-е годы учёные стали возвращать наследие Жакова в национальную культуру. Были переизданы его основные сочинения. Теперь уже никто не представляет себе историю коми литературы без творчества Каллистрата Жакова, которое вновь, как и сто лет назад, привлекает к себе внимание вдумчивых читателей.

4. Базар Барадин (1878-1937)

-4

Базар Барадин - один из выдающихся деятелей бурятской культуры начала ХХ века. Получив образование в Петербурге, он посвятил свою жизнь развитию бурятского народа. Барадин внёс большой вклад в литературу: ему принадлежат стихотворения, пьесы и рассказы, среди которых есть признанные шедевры национальной литературы. Особенно яркие произведения были созданы писателем в сложные годы, наступившие после революции и предшествовавшие установлению советской власти в Бурятии. В исторических драмах "Шойжид" и "Великая сестрица-шаманка" показаны эпизоды из бурятской истории, когда народу приходилось отстаивать своё право на достойную жизнь в российском государстве. Сюжеты пьес перекликались с событиями шедшей тогда Гражданской войны: в те годы буряты, как и другие народы России, пытались добиться права на национально-культурную автономию. Базар Барадин сам участвовал в работе Бурятского национального комитета - органа политического самоуправления бурят в годы Гражданской войны. Так что литературное творчество Барадина было тесно связано с его общественно-политической деятельностью.

Когда в Бурятии установилась советская власть, Базар Барадин начал участвовать в работе правительства республики. Он создавал новую систему образования, бурятскую науку. Ему принадлежит проект нового бурятского алфавита на основе латиницы. Также Барадин занимался вопросами развития литературы и искусства. Он считал, что бурятское искусство должно соединить традиции Востока и Запада. В последние годы жизни писатель работал научным сотрудником в Ленинграде. Там его и настигли массовые репрессии 1930-х годов. Барадина, как и некоторых других бурятских деятелей, обвинили в борьбе с советским строем и сотрудничестве с зарубежными правительствами. Действительная причина суда над этими людьми, по всей видимости, была в том, что их видение будущего бурятского народа не совпадало с национальной политикой советской власти.

После расстрела имя Базара Барадина было вычеркнуто из истории бурятской литературы. В 1958 году писателя реабилитировали, но отношение к нему оставалось крайне критичным. Литературоведы называли Барадина "буржуазным националистом" и обвиняли в создании антинародных произведений. Только в 1990-е годы его творчество наконец получило объективную оценку. Сегодня бурятские учёные и простые читатели вновь открывают для себя литературный талант Базара Барадина и начинают осознавать его роль в становлении современной бурятской литературы.

5. Платон Ойунский (1893-1939)

-5

Якутский писатель Платон Ойунский вступил в литературу в переломном 1917 году. Он был коммунистом и боролся за победу советской власти в родной Якутии. Поэзия Ойунского считается истоком якутской советской литературы. В ней воспевается жизнь трудового народа, революционная борьба, новый мир, построенный в результате революции. Впрочем, этот писатель был не так прост, как может показаться на первый взгляд. Он происходил из шаманского рода. Его настоящая фамилия была Слепцов, а псевдоним "Ойунский" образован от якутского слова "ойуун", что значит "шаман". Кроме того, Ойунский владел искусством сказителя-олонхосута, то есть умел рассказывать народные эпические сказания - олонхо. Эти обстоятельства повлияли на творчество писателя. По мере своего творческого роста он всё больше тяготел к фольклору и мифологии, а также к изображению шаманов. В 1930-е годы Платон Ойунский написал два самых известных своих произведения: поэму "Красный шаман" и повесть "Кудангса Великий". Эти тексты объединяет общая тема - тема человека и власти. Ойунский осуждает безграничную власть, которая в конечном итоге несёт гибель самому правителю. Есть мнение, что Ойунский так откликался на политическую обстановку в стране и в мире - установление тоталитарных режимов, культа личности, начало репрессий.

Неизвестно, было ли это лишь совпадением или следствием позиции писателя, но вскоре и сам Ойунский стал жертвой репрессивного режима. В 1938 году его арестовали по надуманному обвинению в антисоветской деятельности, а год спустя тяжело больной писатель умер в якутской тюрьме. До сих пор не найдена могила Платона Ойунского, что придаёт его трагической судьбе ещё больше загадочности.

На какое-то время Платон Ойунский пополнил ряд запрещённых властью писателей. Но, к счастью для якутской литературы, этот продлилось недолго: в 1955 году писатель был полностью реабилитирован. С тех пор талант Ойунского не подвергается сомнению. Его объявили основоположником якутской советской литературы. В 90-е годы популярность писателя ещё более возросла. Историки литературы обратили внимание на то, что, несмотря на сложную политическую обстановку, Ойунский сохранял верность национальным традициям и в своём творчестве затрагивал сложные философские, этические, социально-политические проблемы. Сегодня Платон Ойунский - самый известный якутский писатель. Его именем названы Якутский драматический театр, литературный музей, аэропорт. Для многих людей знакомство с якутской литературой начинается именно с творчества Ойунского, и это вполне справедливо.

Вот такая непростая судьба сложилась у некоторых выдающихся национальных писателей России. Зная об этом, можно ещё лучше понять их творчество. Кстати, о творчестве какого из этих писателей вы хотели бы узнать больше?