Наш отечественный автопром можно ругать за очень многое. Особенно сильно недостатки советских и российских автомобилей стали очевидны, когда после крушения «железного занавеса» к нам хлынули японские и немецкие иномарки.
Но мало кто уже тогда помнил, что ещё 10 лет назад те же самый японцы хотели закупать у Советского Союза одну советскую машину в промышленных масштабах. Наверное, вы легко догадались, что это была за модель.
Да, всё верно. Речь идёт о внедорожнике ВАЗ-2121, который гораздо больше известен под именем «Нива». Напомню, что серийное производство джипа началось в 1977 году. Уж не знаю, каким точно образом, но до японцев дошли слухи о новом советском внедорожнике.
Он их сильно заинтересовал, потому что в самой Японии ничего подобного в конце 70-х и начале 80-х ещё не было. Например, знаменитый Suzuki Vitara впервые был показан публике только в 1988 году.
Более того, наверняка вы слышали о том, что японцы подарили создателю «Нивы» Петру Прусову рекламный буклет с «Витарой» и благодарственной надписью: «Крёстному отцу этого автомобиля».
Как видите, тольяттинский внедорожник их действительно сильно впечатлил. Но давайте вернёмся к истории с поставками «Нивы» на японский рынок. Советская сторона согласилась отдать несколько экземпляров на тесты по японским дорогам и бездорожью.
Сначала японцы организовали выставку в Харуми (это отдельный остров в Токио), где представили журналистам и общественности диковинный автомобиль из СССР. Ещё не зная, насколько хороша его проходимость, японцы отметили современный и удачный дизайн, удобный салон и качественную сборку.
Последнее их особенно удивило, потому что поставки тракторов «Беларус» в Страну восходящего солнца сорвались именно из-за того, что претензий к ним было столько, что все рекламации растянулись на три страницы.
Но это другая история, о которой я тоже обязательно скоро расскажу.
После выставки «Нивы» отправили на тесты в русле пересохшего горного ручья. ВАЗ-2121 легко месил грязь и пролетал на скорости буераки без какого-то вреда для себя. Лучшие японские внедорожники того времени не могли похвастаться таким же запасом прочности и проходимостью.
Правительственная комиссия решила, что страна нуждается в советском внедорожнике. Одна из крупнейших японских корпораций Sumitomo Group вызвалась взять на себя продажу и обслуживание модели.
В первые годы японцы планировали продавать по несколько сотен наших внедорожников в год.
И всё бы получилось, если бы не…наш родной «Автоэкспорт». Советские чиновники категорически отказались поставлять «Ниву» в крупных масштабах на территорию Японии. Почему?
Самая логичная версия — им попросту не хотелось «париться» над её доработками и лоском. В то время у СССР было полно друзей в странах третьего мира, которые были согласны покупать наши машины такими, какими они были.
С другой стороны, Жигули же поставляли в Европу и даже в США с Канадой? Та же «Нива» в стране кленового листа тоже продавалась. Чем же японцы тогда хуже?
Советую посмотреть:
Hyundai создал свой самый маленький и дешевый джип. Получилась «Нива» здорового человека
Jogger - 7-местный Logan с багажником на 712 литров на замену Ларгусу. Скоро в продаже
Новую «Оку» могут выпустить на базе redi-GO. Дешевле 300 000 рублей и с расходом в 4,5 литра
Если было интересно, предлагаю подписаться на канал. И приглашаю в свой Telegram.
Там я размещают короткие посты и заметки про наш автопром и дешевые новинки. Каждый день пишу для вас о народных автомобилях!