Водитель достал из багажного отделения клетчатую дорожную сумку, и поставив на скамейку, пожелал девушке удачи.
-Ну, вот и приехали, - нерадостно, с нотками отчаяния в голосе, произнесла Аглая.
Трехмесячная дочка на её руках спокойно спала. Флисовый конверт для новорожденных надежно защищал малышку от острого осеннего ветра.
Присев рядом с сумкой и прижав покрепче ребенка, молодая женщина тоскливо смотрела на деревенскую улицу. После городской суеты тишина вокруг была непривычной и обескураживающей.
Аглая никуда не торопилась. Она ждала дядю Митю, соседа по даче её бабушки Нюры.
Дядя Митя знал Аглаю с детства и крепко дружил с её дедом, когда тот был жив. Являясь ветераном , пожилой сосед имел в собственности подарочную Оку, машиненку хоть и махонькую, но необходимую в хозяйстве...Вот на этой самой Оке он и должен был встретить девушку.
Малышка завозилась. Аглая встала и принялась легонько раскачивать ребенка, погруженная в свои невесёлые думки.
Размышляя о черно-белых полосах собственной судьбы, девушка сетовала на то, что события последних дней были не просто темными, а трагично-беспросветными.
***
Дом, в котором они с мужем занимали однокомнатную квартирку в Московской области , подлежал сносу. Трехэтажное здание довоенной постройки уже трещало по швам, а ветхость вообще не подлежала описанию. Но ведь люди в подобных условиях живут во многих уголках России. Таковы реалии.
Застройщик новой высотки выдвинул жильцам условие: доплатить за альтернативные квадратные метры!
Когда воздвигающаяся многоэтажка была ещё на стадии фундамента, доплата эта в рублевом эквиваленте составляла две её годовых зарплаты. Таких денег у Аглаи не нашлось. Да и откуда? До декрета она работала оператором в почтовом отделении, обустраивала быт, закупала продукты, оплачивала коммунальные и готовилась к появлению малыша.
Многие смогли внести необходимые суммы , и вскоре отметили новоселье. Не имеющие средств писали жалобы, искали поддержки в СМИ, брали кредиты.
Аглая тоже вступила в эту неравную борьбу, но бюрократическая махина проворачивалась со скрипом и проволочками. Не видно было конца и края актам, справкам, формальным постановлениям.
Приезжало ТВ, сделали репортаж, выслушали возмущение людей - на том дело и зависло.
И всё же лазейка в системе бесплатной юридической помощи для неё нашлась! Попав под категорию граждан,чей среднедушевой семейный доход был ниже установленного прожиточного минимума, девушка воспряла духом.
"Доложен быть хоть какой-то выход ,- думала Аглая, удивляясь тому, что адвокат вызвался ей помочь на общественных началах, - был бы результат, а там видно будет"
Надеяться на мужа не приходилось. Он пил и менял работу. Его либо выгоняли, либо сам бросал. Пятилетний брак трещал по швам.
После рождения дочки он снова загулял, а потом вообще куда-то пропал. К моменту, когда ребенку исполнилось три месяца, из дома съехали почти все.
Вскоре к зданию стали подтягиваться экскаваторы, погрузчики, бульдозеры...
Времени для размышлений не оставалось. Получив накануне весточку о бабушке, перенёсшей тяжелый инсульт, девушка приняла решение.
С горем пополам распределив по знакомым бытовую технику и собрав необходимые вещи, она с ребенком отправилась в Ярославскую область.
***
Грузный дядя Митя с трудом выбрался из своей машины.
- Выросла -то как , Аглаюшка. И ребятёночек уж свой...Дааа...Идут года. Совсем малюсенькая была, когда с дедом-то по грибы ходила...
Девушка грустно улыбнулась, и не сдерживая эмоций, всхлипнула:
-Здравствуй, дядь Мить.
-Ну-ну...Отставить реветь!- и кашлянув в кулак, сердито добавил,- тебе дочурку надо растить , а всё остальное наладится, екин Марьян...
Услышав знакомую присказку , Аглая рассмеялась сквозь слёзы. Сколько она его знала, столько и слышала от него странное "екин Марьян".
Ещё в детстве она узнала историю возникновения этой фразочки, которую якобы прадед дяди Мити привёз с русско-турецкой войны. С тех пор заковыристая поговорочка и передавалась из уст в уста...
Пока ехали к дому бабушки, дядя Митя, кивая на сиротливо опустевшие дома, рассказал ,что жителей осталось с гулькин нос. Старики коротают свой век там, где родились...Несколько молодых семей, не уехавшие в город, взяли субсидии у государства, закупили с/х технику и вкалывают теперь от зари до темна.
Повернув к дому и объезжая огромную лужу, он продолжил:
-Известное дело, деньги люди зарабатывают своим трудом на земле. Но таких арендаторов в деревне - раз, два и обчелся!
После краткой заминки неодобрительно спросил:
- Твой-то непутевый куда двинул?
-Не спрашивай, дядь Мить...Ты лучше про бабушку скажи. Я с ней в конце лета разговаривала. Она от соседей звонила.Совсем плоха?
-Нюра не узнаёт никого. Врач приезжал на той неделе, сказал, готовьтесь...Старуха моя приглядывала за ней, но теперь ноги совсем отнимаются...А меня давление бьёт...Я ведь на 90-ый годок замахнулся... Иногда оба лежим. Вот иной раз по деревне порулить ещё могу... Так что...Никудышные мы тебе помощники,Глашенька.
***
Выгрузив из машины сумку и заглянув в лицо девочки, старик ласково спросил:
- Как звать -величать красавицу?
-Лиза.
-Понятно...Стало быть, в честь покойной матушки твоей нарекла Елизаветой ...
***
Знакомый с детства домик вызвал у молодой женщины сентиментальные воспоминания.
Теперь его называли по-новомодному, дачей. Какая там дача?! Обычная деревенская изба, с внутренним укладом, соответствующим ушедшему столетию.
Аглая плечом толкнула калитку ,и она со скрипом поддалась.
Взору открылось неутешительное зрелище: покосившееся крыльцо с потемневшими резными перилами, облезлые наличники, обветшалые сарайчики, пустая собачья будка...
Всюду царило запустение, подчеркивая отсутствие хозяйского присмотра. Безжалостная рука времени медленно и неуклонно разрушала некогда добротные постройки.
И только розово-красные листья черёмухи щедрыми мазками смягчали унылую картину , устилая дворик нарядным шелестящим ковром.
Малышка подала голосок,потому как подходило время кормления.
Подошедший следом дядя Митя поставил сумку на нижнюю ступеньку крылечка:
-Я хату немного протопил, дровишки в сарае ещё есть. Месяца на два вам хватит... Если что, прибегай...Мы хоть с бабкой тоже не ахти, но побойчее, чем Нюра...Эххх, екин Марьян...
-Спасибо, дядя Митя, как-нибудь справимся,- и постояв ещё немного,решительно шагнула в дом.
***
В горнице стояла тишина, только настенные часы-ходики с двумя висящими гирьками мирно отбивали ритм. Размеренное тиканье расслабляло и гипнотизировало. Мысли потекли сами собой...
Аглая , будто попав в зазеркалье, замерла у порога.
Осмотрев скромное убранство , ей вдруг захотелось изо всех сил удержать убегающие секунды обманчивого покоя ...
В дальнем углу под образами на металлической кровати с обвисшей панцирной сеткой лежала баба Нюра. Её голова утопала в подушке, а подрагивающие худые руки покоились поверх одеяла.
Вторая , точно такая же кровать стояла у противоположной стены, заправленная пестрым лоскутным покрывалом, с выступающим из-под него белоснежным кружевным подзором. Три пуховые подушки, в искусно вышитых наволочках , возвышались торжественной горкой .
На этой кровати и ночевала маленькая Глаша, приезжая в деревню .Ей нравилось нежиться на мягкой перине, особенно в холодную погоду.
Выбравшись поутру из уютного тепла, она на цыпочках подходила к дубовому столу , накрытому льняной скатертью. Там, под чистым полотенцем, её ожидали аппетитные блинчики , переложенные топленым маслом, и кувшин с молоком...
Теперь на столе кучкой лежали таблетки, пузырьки с лекарствами, какие-то бумаги...
Взгляд Аглаи скользнул по русской печке, рядышком с которой стояли кочерга и ухват.
На шестке помимо эмалированного чайника притулился закопченный чугунок. В комнате витал аромат пшенной каши. Супруга дяди Мити предусмотрительно приготовила им покушать.
Девушка положила просыпающегося ребенка на кровать и неслышно подошла к бабушке.
Заостренные черты лица , впалые щеки и крючковатый нос делали парализованную похожей на чужеземную птицу. Она вся высохла . Сквозь тонкую кожу проступали кровеносные сосуды, имеющие синеватый оттенок.
Аглае показалось , что на её лике лежала особенная неуловимая печать. Сердце старой женщины ещё билось, но разум блуждал на границе миров...
Бабуля застонала, сжимая пересохшие губы.
Девушка метнулась к печке.
Плеснув в кружку воды , она вернулась к ней и попыталась напоить...
Плач дочурки отвлек мысли Аглаи, и поправив подушку бабе Нюре, она выбежала за сумкой...
***
На следующий день Аглая взобралась на чердак дома , и переворошив целый склад ненужных вещей, нашла кроватку- качалку с деревянной дугой вместо обычных ножек. Сохранилась даже пластмассовая кукла с негнущимися руками и ногами, которую она убаюкивала в этой самой люльке.
Теперь было куда укладывать ребенка, не опасаясь, что дочка свалится в её отсутствие.
***
Побежали минуты, часы, дни. Человек приспосабливается к любым условиям, когда необходимо выжить...
Плюсовая температура конца сентября обнадеживала, и дров на растопку уходило немного. Труднее обстояло с водой. Примерно через день с двумя ведрами и коромыслом она отправлялась к колонке, находившейся довольно далеко.
Стирать вручную приходилось помногу. Бабушкины пеленки и подгузники дочки постоянно сушились над печкой.
Целый чемодан хозяйственного мыла вперемешку со спичками она тоже обнаружила на чердаке.
Старые люди, испытавшие голод и нищету, частенько запасались впрок предметами первой необходимости.
***
В начале октября резко похолодало. Из набежавших туч порывами сыпала колючая снежная крупа, царапая оконное стекло. Последние листья с деревьев облетели, обнажая неприглядную черноту.
Оказалось, что половина печи по какой-то причине совершенно не прогревалась. Видимо, внутри неё обрушились кирпичи, перекрыв поступление горячего воздуха. Дом остывал всё сильнее, тепла не хватало.
Девушка натягивала на себя старые бабушкины кофты и укутывала маленькую Лизу. В резиновую грелку наливала кипяток, и завернув её в шерстяной платок, подсовывала в ноги бабуле.
Она ждала звонка, но вестей из города не приходило.
Изношенный , быстро разряжающийся кнопочный телефон Nokia молчал.
И вот тогда пришли они! Серые и бесстыжие!
***
Проснулась Аглая от подозрительного звука. Спала она чутко. Протянув в темноте руку к качалке, стоящей рядом с кроватью, она сначала подумала, что зашевелилась дочка. Но звук шел не от ребенка. Кто-то бесцеремонно шуровал в углу, где над узеньким кухонным столиком висел шкафчик с разной утварью.
Девушка поднялась и нащупала в темноте выключатель.
Надев тапочки , Аглая робко подошла к шкафчику. Между дверцами виднелась картонная коробка, из которой тоненькой струйкой сыпалось пшено. Она поставила коробку на стол и медленно открыла.
И тут словно из шкатулки с пружинным механизмом на неё выпрыгнула крыса! Именно выпрыгнула, а не вылезла! Прыжок был так высок и резок, что отпрянув назад, Аглая громко вскрикнула!
Крупный грызун спокойно пробежал вдоль стенки и скрылся за ситцевой шторкой, прикрывающей умывальник.
Боковым зрением девушка уловила, как из подпечья высунулась вторая особь. Понюхав носом воздух, крыса нырнула обратно, исчезнув среди березовых поленьев.
Напуганная малышка закричала. Как по команде застонала баба Нюра, сгребая здоровой рукой пододеяльник.
Подхватив девочку, взволнованная мать нервно зашагала по комнате. Немного отдышавшись, она сменила дочурке подгузник и приложила к груди. Молоко убывало, чем подкармливать дополнительно ребенка, она пока не знала...
До утра в избе горел свет.
Как только взошло солнце, Аглая накинула фуфайку поверх ночной сорочки , и не надевая носков, опустила ногу в резиновый сапог.
Босая ступня коснулась чего-то мягкого и теплого. С невыразимым отвращением она отшвырнула сапог и увидела, как серая тварь с толстым хвостом торопливо юркнула в прямоугольное отверстие подполья. Зажав ладонью рот, чтобы не закричать, Аглая ошалело застыла на месте.
Потом мужественно взяв себя в руки, она всё - таки обулась и побежала к дяде Мите. Он хоть и был по деревенским меркам соседом, однако прежде нужно было перейти через широкий луг, чтобы добраться к его дому.
Выслушав девушку, старик вынес ей какой-то яд в пластиковом стаканчике и самодельный капкан. Не дождавшись, когда дядя Митя закончит свои наставления, она рванула обратно. Старик едва успел удержать её за рукав:
-Подожди, оглашенная. Яичек тебе дам с десяток, да полкурицы. Чем вы там питаетесь? Магазинчик-то наш не всегда открыт, а у тебя и денег-то поди нет.
При этих словах девушка смутилась, но вида не подала.
- Дядь Мить, спасибочки. И тете Маше поклон от меня. Как она?
- Ноги болят сильно. Видно, зимовать сын нас к себе в город заберет. Да и врачей там побольше...
-Ну , до свидания, если что..
- Я перед отъездом забегу к тебе. Проведаю вас...
***
Возвратившись, девушка сделала так, как он велел.
Пришлось отрезать кусочек курятины и положить в капкан. Железную ловушку Аглая оставила в сенях, где обнаружила дыру в стене, выходящую как раз к умывальнику. Затем разложила кучками мятую картошку с отравой в укромных местах и в подполье.
Набегавшись за день, девушка задремала только за полночь. Выключить свет она боялась. Более того, Аглая страшилась заснуть. Но усталость брала своё...
Встрепенувшись от неясного движения , она приподняла голову и лицезрела почти ирреальную картину.
В полутени на краю стола, зажав четырьмя лапками сырое яйцо, барахталась крыса! Грызун явно осуществлял какой-то план! Упруго изогнувшись, зверек полетел вниз и шмякнулся на пол спиной, не выпуская при этом яйцо!
Аглая запустила в серого ворюгу подушкой, но крыса благополучно скрылась в подпечье, оставив добычу на полу.
Адреналин в крови зашкаливал. Вторую ночь она не смыкала глаз.
***
Утро не радовало. В голове шумело. Неудержимо клонило в сон.
Словно механический робот, Аглая покормила ребенка, затопила печь, разогрела бульон для бабушки. Взяв с плиты чайник, она принялась жадно пить прямо из носика.
От ночного прилива сил не осталось и следа. Туго соображая, она подошла к столу и заглянула в плетеную корзинку. Пересчитав зачем-то яйца несколько раз, девушка не сразу смекнула, что не хватает трех штук! Потом отыскала стеклянную банку и переложила в неё яйца.
Немного оклемавшись, Аглая вспомнила про отравленную картошку. Пюре слегка заветрилось и осталось абсолютно нетронутым! Они издевались что ли над ней?
А вот капкан сработал!
Но каково было изумление, когда вытащив железную конструкцию на свет, она увидела между захлопнувшимися створками лапку! Рваная рана указывала на то, что конечность явно ампутировал не хирург! Её вроде как отгрызли! Такой жути девушка ещё не видела!
Превозмогая отвращение, воительница вернула ловушку в исходное положение, оставив новую приманку.
Ожидание вечера становилось зловещим.
Зубастые монстры активизировались примерно часов с восьми. Их количество оставалось тайной. Но предпринимать иные меры не было ни сил, ни желания.
Они перестали бояться освещения.
***
Подогнув колени , Аглая сидела на табурете с веником в руках и с недоброй ухмылкой наблюдала за передвижением серых оккупантов.
Её даже не удивило, что вышмыгнув неизвестно откуда, зверек взобрался по отвесной стене и прыгнул на полку. Там лежало мыло. "Пусть берут, что хотят. Лишь бы не искусали ребенка и бабушку", -подумала девушка, всё больше вовлекаясь в жестокую странную игру.
Терпение её лопнуло, когда другая крыса выволокла из-под стола какой-то черный проводок и потянула его за собой. Ковылял звереныш необычно. Приглядевшись, Аглая ахнула! У пасюка отсутствовала задняя лапка!
Отбросив табурет, она кинулась к наглецу. Опередив удар, враг прошмыгнул под пол,но Аглая успела наступить на шнурок. Присмотревшись, девушка поняла , что крыса мстительно перегрызла провод от зарядного устройства!
***
Через пару дней пришло полное отупение.
Её организм был на пределе, Аглая двигалась на автомате.
Она уже не помнила, когда ела и спала.
Возвращаясь с водой от колонки и утратив на мгновение ясность сознания, измученная девушка заснула! Раньше, ей казалось, что спать на ходу - это фигура речи.
Очнулась в один миг, когда ледяная вода заполнила сапог, а ведра упали на снег.
***
Дремала Аглая урывками,сидя за столом. Чтобы не отключиться, качала ногой кроватку, искренне опасаясь нападения на ребенка.
Уловка с капканом больше не работала, они обходили его стороной.
Серые пришельцы чувствовали себя вольготно, почти не обращая внимания на людей.
А девушка из-за невозможности выспаться воспринимала их как вынужденных сожителей, крайне опасных и умных!
Однажды в ненастье отключилось электричество, и темнота ожила!Зашептала шорохом маленьких лапок, быстрыми прикосновениями по одеялу, глухим стрекотом, поскрипыванием острых зубов, чужими вздохами, незнакомыми запахами, сдавленным писком и злым взвизгиванием. Комната шевелилась!!!
Когда зажегся свет,она ужаснулась!
Крысы! Кругом крысы!
От резкой вспышки они бросились по укрытиям. Их тельца и голые хвосты подрагивали, а настороженные глазки следили изо всех углов!
У Аглаи началась легкая истерика, психика не выдерживала.
Хотелось забраться повыше, под потолок, и никогда не выключать свет.
Но страх взращивал в ней воина! С ребенком на руках она садилась на кровать к бабушке, самоотверженно охраняя покой и неприкосновенность близких!
Она отступила, но не сдалась, предоставив им полную свободу орудовать ночью.
Ненасытное воинство грызло и воровало всё подряд. Стачивая зубы, полчище тьмы колыхалось и дышало единым организмом, общаясь на неведомом человеку языке...
Относительное спокойствие наступало лишь в светлое время суток.
Когда в один из дней в дверь постучали, девушка готова была поверить, что это делает огромная крыса!
Стряхнув "сумасшествие", она откинула крючок и увидела дядю Митю. Приехал он не один. Аглая уж и забыла, как оставила номер телефона своей подруге, а той в свою очередь позвонил адвокат.
Услышав новость о благоприятном разрешении вопроса с квартирой, девушка заплакала.
Оставаться здесь с умирающей бабушкой и младенцем Аглая не собиралась ни минуты!
В тот же день всех троих перевезли в город.
***
После отъезда крысы всё в доме разгромили!
Когда через год девушка вернулась в деревню, чтобы сделать ремонт, то сочла увиденное за сюжетный поворот для настоящего триллера!
Вещи, подушки, сапоги валялись на полу, растерзанные в клочья! Следы зубов были всюду: на стульях и табуретах, на стенах и кирпичной кладке печи. Застаревшим запахом крысиного помета, казалось, был пропитан каждый сантиметр деревянного дома. Они подгрызли и бетонный цоколь в том числе.
Но самым удивительным оказались аккуратно сложенные в подполье пуговицы, пузырьки и даже алюминиевые чайные ложечки!
***
Для неё так и осталось загадкой,почему крысы атаковали именно их дом!?
Возможно, этому явлению есть вполне научное объяснение.
Но в любом случае нельзя недооценивать умственные способности этих длиннохвостых существ, страх к которым, видимо, заложен в генетической памяти человечества...
Автор Татьяна Золотарёва/Абрамова