В конце 50-х годов ВМС США столкнулись с новой угрозой со стороны СССР. Высокоскоростные советские бомбардировщики получили возможность поражать авианосные группы противокорабельными ракетами на большом расстоянии.
Корабельные ПВО не могли обеспечить стопроцентную защиту от такого развития авиационных ракетных технологий. А палубная авиация уже имела недостаточную дальность полёта и слабое вооружение. Флоту срочно потребовались современные палубные истребители.
Тогда в США была инициирована программа TFX, в рамках этой программы разрабатывался высоко унифицированный самолёт, который одновременно удовлетворил бы требования как ВВС, так и ВМС США. Результатом работ по этой программе стал тактический бомбардировщик F-111, совершивший первый полёт в 1964 году. Об истории его создания мы недавно говорили в отдельной статье.
Тем не менее попытка создания единого самолёта для Военно-воздушных и Военно-морских сил успехом не увенчалась. И если ВВС США всё-таки приняли F-111 на вооружение, то морякам он абсолютно не подошёл. Самолёт получился слишком тяжёлым и оказался почти бесполезным в ближнем бою.
Что же получается, время идёт, ВВС получили новую машину, а моряки остались ни с чем? В конце 60-х годов, по настоянию ВМС, была инициирована новая программа по созданию палубного истребителя.
Создать новый самолёт необходимо было в максимально короткие сроки. Работы отдали компании "Grumman", которая, участвуя в создании F-111, получила определенный опыт и уже имела готовые наработки.
Основными задачами будущей машины были: защита корабельных групп и завоевание превосходства в воздушном пространстве над водой. Уже в 1970 году опытный прототип совершил первый полёт. Спустя несколько лет испытаний, в 1973 году, новый палубный истребитель был официально принят на вооружение ВМС США. А в 1974 моряки начали получать первые серийные образцы, получившие обозначение F-14 "Tomcat".
Конструкция
Высокорасположенное крыло F-14 имеет изменяемую стреловидность, в диапазоне от 20 до 68 градусов. Широкий фюзеляж и большая неподвижная часть крыла создают от 40 до 60% подъемной силы, в зависимости от режима полёта. Это значительно повышало живучесть машины, так как самолёт мог вернуться из боя даже в случае потери консоли крыла.
В качестве силовой установки выбрали всё те же, как на F-111, два двухконтурных турбореактивных двигателя F-111, с форсажными камерами.
- Максимальная скорость: 2485 км\ч.
- Практический потолок: 16150 м.
- Тяговооруженность: 0,91
Хвостовое оперение включает в себя два больших киля, установленных над широко разнесёнными двигателями. А также цельноповоротные стабилизаторы и два маленьких киля, установленных под двигателями.
Экипаж состоит из двух человек и размещен тандемно, в кабине с единым остеклением, дающим круговой обзор. Шасси 3-стоечное. Естественно, в хвосте имеется тормозной гак.
Тормозной гак – элемент самолёта, необходимый для захвата аэрофинишёра (троса), при посадке на палубу авианосца.
Вооружение
В качестве пушечного вооружения F-14 получил 6-ствольную авиапушку "Вулкан", боекомплект которой рассчитан на 675 выстрелов.
В соответствии с основными задачами, под выполнение которых разрабатывался самолёт, его вооружили преимущественно ракетами класса "воздух-воздух". На 8 узлах подвески могли размещаться управляемые ракеты AIM-54 "Феникс" большой дальности, а также управляемые ракеты "Спэрроу" и "Сайдвиндер".
F-14 получил самую современную, на тот момент, бортовую электронику и мог эффективно вести воздушный бой. Но главным его недостатком считалось отсутствие вооружение класса "воздух-поверхность". Лишь в последующих модификациях бортовое оборудование обновили для того, чтобы "Tomcat" смог нести на борту авиабомбы.
Top Gun
Звездным часом F-14 "Tomcat" стал 1986 год. Тогда он и Том Круз стали главными героями кинофильма "Top Gun" ("Лучший стрелок").
Фильм рассказывает о жизни курсанта лётного училища ВМС США. Главный герой участвует в множестве учебно-тренировочных полётов, а позже даже вступает в "реальный бой" с советскими истребителями. Естественно, фильм художественный.
Больше статей: Су-75 "Чекмейт" | Су-57 | Су-27 | Миг-29 | Ту-160 "Белый лебедь" | F-22 "Raptor" | F-35 "Lightning II" | F-15 "Eagle" | B-1B "Lancer" | "Rafale" | J-20 | XB-70 "Валькирия" | Ту-22 | Су-47 "Беркут" | МиГ-21 | Saab JAS 39 | F-16 | Су-25 | Т-4 "Сотка" | А-10 "Тандерболт 2" | F-111
Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые публикации!
До встречи на канале Милитари Клан!
#оружие #военная техника #самолеты #авиация #истребители