Здравствуйте, уважаемые читатели. Сегодня мне бы хотелось порассуждать на тему эволюции человечества, само собой, сквозь призму научно-фантастической литературы, ибо для ее обсуждения «мы здесь и собрались».
Главный вопрос, который рассматривают авторы фантастики, когда пишут об эволюции человечества, это сравнение нас современников и людей будущего. Проще говоря, читателю интересен не сам факт изменений людей в будущем, а сравнение этих изменений с нами. Что там люди будущего - стали выше или умеют взглядом сдвигать предметы?! Так показывал наследников человечества далекого будущего еще Герберт Уэллс в знаменитой «Машине времени». Его Путешественник во времени шокирует читателя рассказом о том, во что превратилось человечество через миллионы лет. Потрясают не сами элои и морлоки, а то, что это потомки современных людей.
Продолжим с примером эволюции из романа Уэллса. Можно ли считать морлоков и элоев людьми, в современном смысле этого слова? Уэллс не сильно касается данного вопроса, да это и не нужно было классику фантастики в конце 19-го столетия. Тогда сама идея путешествия во времени и изменение человека в будущем были новаторскими, удивляли и шокировали читателя.
Вопросы дальнейшей эволюции человечества рассматривают трансгуманисты. Трансгуманизм – философская концепция, зародившаяся в первой половине прошлого столетия. Его становление связано с деятельностью выдающегося английского биолога, общественного деятеля, одного из основателей ЮНЕСКО и Всемирного фонда защиты дикой природы Джулиана Хаксли. Трансгуманисты своей главной целью ставят преодоление разных извечных проблем и ограничений человечества, таких как старение, болезни и т.д. Для этого трансгуманисты предполагают использование достижений науки и технологий. В конечном итоге, на выходе мы получаем постчеловечество. Общество, преодолевшее недостатки и изъяны человеческой природы.
Если честно, данное направление современной футурологии и философии не особенно интересно лично мне. Потому что на этой ниве научные фантасты давно обошли более «серьезных» коллег. Я могу привести не один десяток примеров конкретной научной фантастики, описывающей последствия дальнейшей эволюции человека: биологической, ментальной, эволюционной. Не только примеров, но и последствий такой эволюции.
Подтверждаю свои слова – немного практики к теории. В повести классика американской фантастики Пола Андерсона «Лицо в ночи», жители земной колонии на отдаленной планете, в результате изоляции получили ряд генетических изменений, закрепленных в течении длительного времени. Ничем не отличимые физически от любого другого человека в Галактике, колонисты по сути представляли собой отдельную расу.
В цикле современных фантастов Дэниэла Абрахама и Тая Фрэнка («Экспансия»), жители астероидов в Солнечной системе не могли жить на Земле или других планетах, поскольку родились в условиях низкой гравитации. Они стали особым народом – астерами, обитателями космических городов. Это пример биологической эволюции, связанной с влиянием окружающей среды на человека.
Во Вселенной Ойкумены великолепного цикла маститых харьковских фантастов Олега Ладыженского и Дмитрия Громова (Генри Лайон Олди) эволюция человечества коснулась, прежде всего, ментальных способностей. Расы потомков людей: вудуны, гематры, помпилианцы, вехдены и др. развились на основе возможности преобразования и использования человеком энергии, ментальных способностей и т.п.
Очень мощный цикл «Олдей», требующий как отдельной статьи по Вселенной Ойкумены, так и обзора конкретных романов Космической симфонии (первой трилогии Ойкумены), а также других подциклов, где действие идет в этой же Вселенной (Космический марш, Космическая серенада, Космическая сюита, Космическая фуга). Планирую в этом году сделать хотя-бы пару обзоров по Ойкумене Олди.
Ментально отличаются от людей и людены Аркадия и Бориса Стругацких (роман «Волны гасят ветер»). Прежде всего интеллектом. Впрочем, им доступно существование в иных формах, на иных уровнях, что недоступно понимая обычным человеком. Можно сказать, что людены превосходят людей примерно так, как обычный человек превосходит питекантропа. То есть, людены – более качественный продукт эволюции.
Механическое изменение (преображение) человечества достаточно распространенный прием в научной фантастике. В качестве примера подобной эволюции я приведу культовый для киберпанка роман американского фантаста Брюса Стерлинга «Схизматрица». Механисты «Схизматрицы» усовершенствуют природу и возможности человека путем киборгизации, синтеза плоти и технологий. В романе им оппонируют шейперы, сделавшие установку на биотехнологии.
Пусть будет еще один киберпанковский пример. В Алмазной трилогии отечественных фантастов Юрия Бурносова и Виктора Косенкова (Виктора Бурцева) люди усовершенствуют себя с помощью технологий. Те из них, чей коэффициент искусственности превышает 60 % называются киберами, поражены в правах на законодательном уровне, по сравнению с другими гражданам
Эти примеры лишь капля в научно-фантастическом море. Рассматривая конкретные примеры эволюции человека, фантасты показывают и общество будущего. И, мягко скажем, не всегда, эволюция, даже направленная с помощью достижений науки и техники, служит решению гуманистических проблем. Что видно, например, по киберпанку.
Мне кажется, что трансгуманисты преувеличивают способность НТР (научно-технической революции) разрешить гуманистическо-нравственные противоречия общества. Перефразируя Стругацких, могу сказать, что «главное люди». При всей важности достижений науки, они лишь инструмент, но не способ достижения гармоничного и справедливого будущего.
Используя введенный в оборот термин философии и футурологии «постчеловек», можно порассуждать и о чисто научно-фантастических вопросах. Например, как будут относится эволюционировавшие люди будущего, к нам, своим предкам. Будут ли осознавать единство с родом человеческим, или относится к своему человеческому прошлому, примерно как мы к питекантропам, эректусам и прочим хабилисам? Или как-то, по иному? Будут ли гвидонцы Пола Андерсона («Лицо в ночи»), помпилианцы и гематры Олди, киберы Виктора Бурцева и пр., людьми? Или уже постлюдьми?
Никаких объективных критериев в данном вопросе не применишь. Ни физическое отличие эволюционировавших людей, ни их способности никак не коррелируют с отдалением от рода людского. Астеры Джеймса Кори (псевдоним тандема Т. Фрэнка и Д. Абрахама) физически отличаются от земного человечества. Они длиннее, их кости тоньше. Перепутать астера и обитателя Земли или Марса практически невозможно. Играют роль и культурные отличия. Жители замкнутых станций – городов на астероидах за несколько поколений выработали уникальную культуру. Весьма отличную от общества планет. Тем не менее, астеры - люди, один из вариантов человечества.
Может дело в том, что астеры Кори все еще могут иметь общее потомство с другими ветвями человечества? Вот и объективный критерий формирования отдельной расы. Если бы мы рассматривали не разумную расу, а объект природы, то так бы и было. Биологический вид отличается способностью скрещиваться и давать потомство.
Музыкальная пауза.
Но особь, стадо и вид не имеет того, что присутствует у индивидуума, социума и разумного вида, осознанного отношения к тем или иным явлениям окружающего мира. К примеру, людены братьев Стругацких больше не считают себя причастными к остальному человечеству. Они отдельный разумный вид. Хотя представители люденов и обычных людей легко могут вступать в брать, заводить и воспитывать людей.
Киберы Виктора Бурцева хоть и напичкали свои тела техникой до предела, но биологически никак не могут считаться отдельным видом. Но все же они больше не люди. Именно в «Алмазных нервах», устами одного из персонажей (Аякса - Артема Яковлева) это разграничение между человеком и постчеловеком очерчено очень хорошо. Яковлев говорит, что не любит киберов не потому, что они начинили себя железками, он и сам в немалой степени воспользовался возможностями НТР. Киберы больше не считают себя людьми. Они что-то иное, постлюди, киборги, терминаторы – все что угодно, но не люди. Вот главный критерий – отношение эволюционировавших в будущем людей к неэволюционировавшим (ну или к людям прошлого). Если они будут считать себя и нас одним целым, будет не так важно, вырастит у них третий глаз и хвост или нет (хм... хотя пусть лучше внешний вид потомков отвечает нашим критериям о красоте).
Таким образом, постчеловек в фантастике – эволюционировавшее естественным путем или с помощью направленных изменений человечество (часть человечества), которая больше не считает себя единым целым с видом хомо саписенс.
На сегодня у меня все. Читайте фантастику.
Подписывайтесь на ИФ в ВК https://vk.com/infantastika - арты, опросы, музыка, цитаты и другое. Ну а главное, возможность получения уведомлений о выходе новых статей этого дзен-канала.