Личность Люси Хей, придворной дамы при короле Карле I, окутана завесой тайн и недосказанности. Частая участница раздоров и споров, она смогла приобрести удачный облик хитрой искусительницы. Более того, к её красоте и смышлёности обращались писатели и поэты. Один из них – Александр Дюма, который взял её за прообраз героини «Трёх мушкетеров» Миледи.
Она была дочерью английского аристократа Генри Перси, который заседал в палате лордов. Небезызвестный отец также отличился: он получил прозвище «Колдовской граф», так как нередко проводил алхимические опыты и любил чернокнижие. Несмотря на проблемы со слухом и речью, его жизнь оставалась насыщенной в среде британской богемы. Перси был женат на Доротее Деверё – дочери аристократов. В этом браке появились два сына и две дочери, одной из которой была Люси. Последняя вкусила многие плоды от характера отца: любовь к литературе, религии, политике, искусству. Аристократический характер сказался на его «пагубные» интересы: он был охоч на азарт и игры. Вскоре его активная и беззаботная жизнь при дворе оказалась под угрозой. Подозрение в государственной измене – такой итог вынесли судьи после зачина Порохового заговора. Итогом стала тюрьма.
С юных лет девушка отличалась красотой, умом и хитростью. За необычный характер и необычайную красоту она стала приближенной дамой во дворе и оказалась агентом под прикрытием.
В течение взросления девушку интересовали многие «высокие» сферы общества: культура, искусство, литература. Благодаря начитанности, умению поддержать сколько-нибудь светский разговор и выдержать тяжёлые интриги внутри двора, ей прочили длинную судьба и успехи в карьере.
Обаятельная натура и смекалистый ум позволили её быстро занять место среди «сливок» английской аристократии.
Восемнадцатилетние не прошло даром: её выдали замуж за графа шотландского происхождения Джеймса Хея, чью фамилию дама и взяла.
Только появившись в светских кругах, она ловила на себе прикованные взгляды. Девица сразу же пришлась по вкусу всем во дворе: одни восхищались её красотой, вторые предлагали руки и сердца, третьи же слагали вирши и писали прозы.
«Твой лик прелестный виден в нем и взор, чей холод жжет огнем» – с таким упоением и внутренним восторгом восхищался Томас Кэри.
Как отмечали современники, колдовство в ней было магическое и действовало эмоционально. Боялись её неспроста. Имея прямое родство с человеком «высших сил», она внушала страх и ужас. Так она получила условное прозвище: «ведьма с демоническими силами».
К 27 годам её ждал сюрприз от двора Генриетты Марии, который решил, что она – прекрасный кандидат на пост фаворитки королевы.
Наступили тяжелые времена для Англии: началась гражданская война. Люси решила воспользоваться этим. Благодаря своему хитроумию она помогала обеим сторонам во время войны. Письма с ложными донесениями, многочисленные романы, кутежи с графами – всем этим была полна жизнь Люси Хей.
А иногда случались и щедроты со стороны придворной красавицы. Однажды она пожертвовала одним из своих дорогих украшений (ценой в 1500 фунтов стерлингов) для формирования армии.
Шпионаж по политическим соображениям начался с предложения кардинала Ришелье отомстить бекингемскому герцогу Джорджу Вильерсу. Между Джорджем и Люси возникают романтические чувства, но они не перерастают во что-то большее. Историки видят в этом два основания. Во-первых, на тот момент герцог влюбляется в королеву Анну. Во-вторых, герцог не сдержал обещание «обогатить приближенную даму».
Люси умела создавать сумятицы, выходя «сухой» из любого посягательства или подозрения. Что и сделано было с подвеской. Девушка знала о подарке герцога королеве Анне. И тут же понимала, что этот случай сыграет ей на руку.
Недолго длились её подлости и коллаборационистские наклонности. Вскоре она была уличена в сговоре с противником. Во время очередной скачки на лошадях Люси упала на песок. Прося помощи и пытаясь встать, она не заметила, как правые лямочки платья спали. Можно было заметить на её коже клеймо цветка – так помечали воров и узников.
Стражники тут же отправили её в Тауэрскую башню (Башню Лондона), где грозили пытками и смертью. Но заключение было не совсем долгим и серьёзным. Такую умную и находчивую девушку нельзя было просто так потерять и отпустить. Поэтому в общей сложности она провела там полтора года. Посетителей же пускали без ограничений, а трапезы с мясом и вином – далеко не еда для заключённого.
Но смерть её застигла не со стороны двора, но со стороны своего здоровья. Апоплексический удар оказался последним для девушки, получившей внимание со стороны многих аристократов Англии.
Люси Хей в литературе
Девушки, отличающиеся внешним великолепием и величественностью, часто использовались в качестве «кальки», с которой можно срисовать и характер, и внешность, и манеры.
В искусстве нередко писатели или режиссеры обращаются к реально существующим людям. Например, британский писатель Льюис Кэррол, гуляя с ректором одного из английских университетов, перенял у рядом идущих детей кое-какие черты для своей Алисы.
Литераторы и историки до сих пор спорят о прототипе леди Винтер в «Трёх мушкетёрах». Для одних образом Миледи могла быть Жанна де Ламотт, для других – придворная дама Люси Хей.
Великий французский писатель Александр Дюма назвал одну из героинь романа «Три мушкетёра» Миледи. С английского это сочетание слов «my lady». Взятым для книги образцом считается та самая коварная и смышлёная Люси Хей.
И всё же она, объект светских сплетен и козней, оставалась неуязвимой от нападок других.