Большинство людей наивно думает, что учителя на переменах чай пьют. С пироженками. Ан вот и нет! Только начнешь чайник из-под макета кузнечика доставать (чайник запрещен учителю, посему спрятан), как в кабинет врывается завуч: «МарьВанна! Вы почему не на дежурстве?» И МарьВанна обреченно плетется в коридор — следить за порядком.
Предисловие. Несколько слов о том, как это было устроено раньше
Испокон веков составлением расписания этих дежурств у нас занимался председатель профсоюзной ячейки. Назовем ее Манечка.
Манечка женщина милая и добрая, но к описываемому процессу подходила очень уж по-чиновничьи. Начитается циркуляров и приступит.
А в циркулярах написано, между прочим, что дежурить учитель должен только в те дни, когда у него максимальное количество уроков. А если их мало, то и дежурить низзя. Не положено.
И Манечка это «не положено» свято блюла. Забыла только, что циркуляр писали в прошлом веке. Когда «максимум уроков» было пять. Пять, понимаете? А между ними еще и окно, бывало, затешется. Я уж не говорю о том, что учитель в те поры прекрасные еще и в одном кабинете весь день проводил. А если у него было всего три урока, то он (правда-правда!) в час дня домой шел. И было бы преступлением заставлять его дежурить до трех.
В таких условиях отчего же не подежурить в тот день, когда уроков максимум. Но сейчас-то максимум — это семь-восемь! Попробуйте, нет, только представьте себе, что вы за весь восьмичасовой рабочий день не имеете ни одной минуты не то чтобы воды выпить, а просто остановиться и расслабиться. При этом перемены проводите среди громкого гвалта, отвечая за жизнь и здоровье не только тех, кого вы видите, но и тех, кто зашел в туалет или столовую.
Вот она, учительская перегрузка.
Времена поменялись, режим работы учителя стал жестче. Но Манечка выучила циркуляр наизусть.
- Я не могу дежурить шесть перемен в один день, я упаду от голода и обезвоживания, у меня лабораторные работы, их накрывать надо и убирать, - говорю. (Кстати, давным-давно лабораторками занимался лаборант, пусть даже и один на все предметы). - Поставь мне дежурство на методический день, я все равно его в школе провожу.
- Так нельзя! Не положено!
Короче, однажды я взяла это дело в свои руки и больше не выпускаю. Два часа работы (вместе с опросом) в начале сентября — зато потом весь год у меня, да и у всех есть возможность не только заварить, но и выпить этот пресловутый чай.
Методика составления расписания
На нашем этаже восемь кабинетов, иными словами, восемь учителей. Дежурить нужно на семи переменах: перед первым уроком, после первого и так далее до «после шестого». После седьмого большинство детей уходит по домам, можно расслабиться.
Одновременно на этаже должно находиться трое. Во-первых, для того чтобы этаж хорошо просматривался. Во-вторых, если кто-то один не сможет (срочно приспичило, неожиданный разговор, пришлось готовить доску или оборудование), останутся хотя бы двое.
Шаг 1. Составление первоначальной таблицы
На фото вы видите только половину исходной таблицы — вся была бы нечитаема из-за ее размеров - это полная страница А4. Пять дней и для каждого из них ячейки: перемена перед первым уроком, перемена перед вторым уроком и так далее. На скрине таблица только до перемены после 3-го урока, но не сомневайтесь, она продолжается на всю страницу.
В каждую ячейку я сначала вношу фамилии всех учителей нашего этажа. Далее я буду их выборочно вычеркивать. Фамилии, если что, вымышленные)
Шаг 2. Опрос на галерах
Конечно, рабов на галерах никто ни о чем не спрашивает, особенно о режиме работы. Но у нас все-таки столичная школа, а не древнегреческое гребное судно.
Поэтому я прохожу по этажу и спрашиваю у каждого учителя о его предпочтениях. Вопросы следующие:
- Удобно дежурить весь день или по 3-4 перемены в день?
- На какой перемене хочется пить чай? Курить?
- Есть ли желание дежурить перед первым уроком? (Некоторые живут очень далеко)
Для удобства дальнейшей работы условимся, что:
- Иванова хочет дежурить только по понедельникам и средам, по старинке — целый день.
- Петрова едет на работу два часа и не может дежурить перед первыми уроками.
- У Сидоровой по понедельникам уроки начинаются со второго, а по пятницам заканчиваются после третьего.
- У Барановой в среду методический день
- Все девочки (кроме Таракановой) хотят пить чай после 2 или после 3 урока
- Все мальчики (Печник и Мельник) ходят курить далеко от школы, и им для этого тоже нужна большая перемена.
Большие перемены у нас после 2-го и после 3-го уроков.
Шаг 3. Вычеркивание
Я беру таблицу и начинаю стирать фамилии тех учителей, которые не могут дежурить на определенных переменах.
Итак, Иванова только по понедельникам и средам. Стираю ее фамилию изо всех ячеек вторника, четверга и пятницы. Петрову стираю во все дни перед первым. Сидорову — на первые две перемены понедельника и на конец дня пятницы. Баранову стираю на всю среду. Мальчикам на курение отдаю все перемены после 3-го урока, но они вместе с Таракановой могут дежурить после 2-го. Девочкам, кроме Таракановой, освобождаю перемену после 2-го, тем более что они могут собраться в одном кабинете (в некоторых школах и учительские есть!) и обойтись одним чайником.
И так далее. На данном этапе я учитываю все пожелания, насколько это возможно. Естественно, если человек приезжает к третьему уроку, ему нельзя ставить дежурство раньше. А вот чаепитием можно пренебречь, оно не в приоритете. Однако у меня всегда получалось, что учтены были все пожелания.
Шаг 4. Расстановка дежурных
Теперь в каждой ячейке остались только те люди, которые действительно могут дежурить на определенных переменах. Но их слишком много - и это хорошо, есть из кого выбрать и остается поле для маневра. В каждой ячейке нужно оставить только троих.
Все ясно с переменой после 2-го урока: дежурят Тараканова, Печник и Мельник, остальные пьют чай. Теперь вычеркиваю фамилии в остальных ячейках. Исхожу из того, что легче дежурить через перемену, а перед первым уроком в разные дни разные люди.
Как я это делаю технически: для удобства и чтобы не запутаться, раскрашиваю фамилии в разные цвета. Фамилию, которую хочу оставить дежурить, предположим, в понедельник перед первым уроком, оставляю раскрашенной. Если кого-то хочу освободить на это время — снимаю выделение цветом.
Зачем? Затем, что если я сотру фамилию, а потом что-то пойдет не так, придется начинать сначала. А так у меня всегда есть резерв.
Вот, например, пока я делала этот пример, у меня вышло, что у Кузнецовой 9 дежурств, а у Таракановой — только 7. Поскольку я не стирала фамилии, то быстро нашла, какое дежурство Кузнецовой можно отдать Таракановой, чтобы вышло поровну — по 8.
В примере, как видно на фото, у пятерых вышло по 8 дежурств, а у троих — по 7. Но мы помним, что таблица неполная, до 4-го урока. На следующих переменах это неравенство легко выравнивается.
Шаг 5. Второй опрос и оформление
Когда все готово, обязательно подхожу еще раз к каждому учителю, и мы вместе смотрим, насколько удобно ему дежурить именно в эти перемены.
Затем убираю лишние (незакрашенные) фамилии, убираю цвет, добавляю шапку, чтобы получился документ, а не абы что. Осталось собрать подписи — и вуаля! Все довольны.
А как у вас составляют расписание дежурств? Вы довольны? Делитесь в комментариях.
Подписывайтесь на канал. Ставьте лайк. Автор ждет комментариев, советов, продуктивных дискуссий.