Найти тему
АвТОгус

Подержанные автомобили дороже новых! В СССР было и такое

На прошлой неделе я рассказывал о том как можно было приобрести новый автомобиль в СССР. Однако читатели попросили сделать обзор посвященный тому, как приобретали подержанные машины в Советском союзе. Я пообещал это сделать. Выполняю обещание. Итак, начнем с того, что действительно машины бывшие в употребление стоили дороже новых.

Но, позвольте, воскликнут некоторые читатели, как же так? Почему подержанный автомобиль стоил дороже нового. Это же нонсенс. Тем не менее это правда и так было на самом деле. Сейчас расскажу почему.

Южный порт. Авторынок. Фотография Фотография pastvu.com
Южный порт. Авторынок. Фотография Фотография pastvu.com

Прежде чем отправится в знаменитый Южный порт, а вернее в его не менее знаменитую 11 секцию Комиссионного магазина, давайте посмотрим на то как вообще обстояли дела с частным транспортом в #СССР. Первые годы советской власти частных автомобилей у "трудового" народа не было. Первые отечественные легковые машина ГАЗ А, да и появившиеся позднее М 1 или "Эмка" в частные руки конечно почти не попадали. Да и в свободную продажу не поступали.

Это отлично проиллюстрировали Илья Ильф И Евгений Петров в своем романе "Золотой теленок". Помните момент когда Остап мечтает о том как он распорядится полученными от гражданина Корейко деньгами:

"А Козлевич, наш верный Адам, получит новую машину. Какую вы хотите, Адам Казимирович? "Студебеккер"? "Линкольн"? "Ройс"? "Испано-Сюизу"? - "Изотта-Фраскини", - сказал Козлевич, зарумянившись".

Конечно никакой новой машины, а уж тем более иностранного производства он ему купить не смог. Именно поэтому когда он вернулся победителем в Черноморск он сказал:

— Я обманул вас, Адам. Я не могу подарить вам ни «Изотто-Фраскини», ни «Линкольна», ни «Бьюика», ни даже «Форда» . Я не могу купить новой машины. Государство не считает меня покупателем. Я частное лицо. Единственно, что можно было бы приобрести по объявлению в газете, это такую же рухлядь, как наша Антилопа .
— Почему же, — возразил Козлевич, — мой «Лорен-Дитрих» д обрая машина. Вот если бы еще подержанный маслопроводный шланг, не нужно мне тогда никаких «Бьюиков» .
— Шланг я вам привез, — сказал Остап, — вот он. И это единственное, дорогой Адам, чем я могу помочь вам по части механизации транспорта.
Козлевич очень обрадовался шлангу, долго вертел его в руках и тут же стал прилаживать.

Вот статья на чем же ездил Козлевич

https://zen.yandex.ru/media/id/5ac20627610493acb72fa0f8/antilopagnu-ili-lorenditrih-chto-za-avtomobil-snimalsia-v-zolotom-telenke-60775c66b98df9344e62c10c

Плакат времен СССР
Плакат времен СССР

После окончания Второй мировой войны, на улицах больших и малых городов в изобилии появилась иностранная техника. Это были трофейные машины, которые привозились либо из Германии, либо и восточной Европы. Именно тогда и возник первый в СССР стихийный авторынок. На котором можно было не только купить или продать #автомобиль, но и приобрести столь нужные для машины запасные части. Найти точное его распоряжение, а он находился в районе деревни Коптево, я хоть и живу тут, но найти не смог.

Магазин "Автомобили" на Букунинской. Фото 1973-1974 гг. А. Б. Лебедев из архива Н. Долголевой. Источник Алексей Дедушкин
Магазин "Автомобили" на Букунинской. Фото 1973-1974 гг. А. Б. Лебедев из архива Н. Долголевой. Источник Алексей Дедушкин

Первыми отечественными легковушками поступившими в свободную продажу стали #Москвич 400/401, М 20 Победа и #ЗИМ М 12. Но, если, худо-бедно «Москвич-401» стоил 9000 рублей. То «Победа» оценивалась в 16 000, а ЗИМ уже 40 000 рублей. При этом средняя зарплата в народном хозяйстве СССР в 1950 году составляла 601 рубль. (Цены и зарплаты указаны в дореформенных рублях). Так что те же ЗИМы стояли в свободной продаже в магазине "Автомобили", что на Бакунинской. Вот как описывал Самуил Маршак в своем стихотворении "Меры веса" дистанцирование этих автомобилей:

Писательский вес по машинам
Они измеряли в беседе:
Гений — на ЗИМе длинном,
Просто талант — на
"Победе"
А кто не сумел достичь
В искусстве особых успехов,
Покупает машину «Москвич»
Или ходит пешком. Как Чехов.

Покупка автомобиля в СССР. Фото 1951 г. А. Гаранина. Источник Алексей Дедушкин
Покупка автомобиля в СССР. Фото 1951 г. А. Гаранина. Источник Алексей Дедушкин

Интересная статья про автомобиль ЗИМ

https://zen.yandex.ru/media/id/5ac20627610493acb72fa0f8/pochemu-v-bagajnike-avtomobilia-zim-vsegda-lejal-kirpich-6051e0e9323dc061e663e786

Именно в тоже время стихийный рынок переезжает из Коптево на Спартаковскую площадь. Именно там можно было просто прийти и купить вожделенный автомобиль. Но счастье было не долгим. Уже в середине 60-х годов поступает распоряжение правительства согласно которому купить и переоформить машину без участия комиссионного магазина, который должен был контролировать все сделки и поступление налогов в бюджет, стало нельзя. было введено так называемое понятие "обезличка". По которому продавец сдавал автомобиль в "комиссионку", а покупатель приобретал ее уже через магазин.

Южный порт. Авторынок. Фотография pastvu.com
Южный порт. Авторынок. Фотография pastvu.com

И вот тогда на небосклоне товарно-денежных отношений в СССР всходит новая "звезда" Южный порт, со своей 11 секцией комиссионного магазина. Первоначально это был просто пустырь. Который впоследствии внесли забором и даже построили некоторые служебные помещения. Стоянка была разделена на секторы. В которых отдельно стояли новые автомобили, подержанные и ...."иномарки". Количество не чистых "на руку" людей, кормившихся на площадке "фестиваля", так назывался рынок в Южном порту, росло как на дрожжах.

Когда же обязательную "обезличку" отменили, а это произошло в 70-х, то это дало новый виток развития рынку. Нет, не рынку вообще, а отдельно взятому "фестивалю".

Как происходила продажа? И почему подержанная машина стоила иногда дороже новой? Существовало два способа избавиться от машины. Вы могли привезти ее в Южный порт, поставить на стоянку, и указать под лобовым стеклом цену. Если покупатель не находился за 45 дней, то стоимость снижалась. и так до тех пор, пока этот самый покупательные находился. Но так не делал никто, вернее делали, но лишь те, у кого автомобиль был аварийным, говоря проще "битым". Сделка оформлялась по "обезличке" и была на все сто процентов законной.

Фильм "Берегись автомобиля" . Мосфильм 1966 год. Режиссер Эльдар Рязанов
Фильм "Берегись автомобиля" . Мосфильм 1966 год. Режиссер Эльдар Рязанов

Был и второй способ. Вы сами находили покупателя, или он находил вас. Это было не совсем законно, но вы договаривались с ним о цене, он осматривал машину, и если его все устраивало, то вы получали деньги, а та же "копейка" даже после трех-пяти лет эксплуатации стоила дороже новой. Почему это происходило. Смотрите, я продаю свою "жигу" поскольку, ну впрочем не важно, продаю и все. А вы, к примеру, работаете завмагом, и заработная плата у вас, явно не располагает к покупке. Так вот мы договариваемся о том, что вы платите, официально платите, мне при оформлении 2000 рублей. Завмаг заручился поддержкой многочисленных родственников и в случае "ненужных" вопросов от сотрудников ОБХСС, всегда может доказать, что эти 2 тысячи собрали все члены семьи, копившие их всю жизнь. С этой суммы и я уплачу налоги. А вот в карман я положу уже, ну к примеру 10 тысяч. В той же 11 секции комиссионного магазина Южного порта, через который мы сделку оформляли, все и все понимали, но сделать что-то не могли.

У этого способа продажи был лишь один, но зато существенный минус. Дело в том, что подавая в тот же местком заявление на покупку новой машины, мне могли задать "ненужные" вопросы уже мои коллеги из месткома. Они вполне резонно могли поинтересоваться как именно я продал свой прежний автомобиль? И в полном праве могли резолюцию ободряющую постановку меня в очередь не поставить.

вот ссылка на статью про стоимость бензина в СССР

https://zen.yandex.ru/media/id/5ac20627610493acb72fa0f8/skolko-stoil-benzin-v-sssr-608b081034055e2cb3eef01d

Вот такая вот история. Кстати этот рынок в Южном порту существовал довольно долго.

Вот как приобретали новые автомобили -

https://zen.yandex.ru/media/id/5ac20627610493acb72fa0f8/kak-pokupali-novye-avtomobili-v-sssr-611c0eab3864fa518cf7c3cb

а вот как покупали Волги #ГАЗ 24 -

https://zen.yandex.ru/media/id/5ac20627610493acb72fa0f8/pochemu-volgu-gaz-24-pereveli-na-nelegalnoe-polojenie-6128d9cd1ce1a96948e92510

А вот о том как в СССР государство, в буквальном смысле наживалось на своих гражданах, я расскажу в следующий раз. Для затравки опубликую вот эту информацию. Согласно официальному документу, а именно Прейскуранту цена №21-01 от 13 апреля 1972 года, оптовая цена на модель ЗАЗ 966 составляла, только не пугайтесь, 1500 рублей. Эти деньги получал завод, а вот розничная цена была более 3000. Эту разницу забирало самое справедливое государство на земле......