Найти тему
Hipo Platform

Ольга Меликьян: «Мы потеряли лидера моды. Нет человека, за которым пойдут все»

Оглавление

Историк искусства и моды, магистр Университета Аукционного дома «Кристис» Ольга Меликьян рассказала HiPO, как тренды отражают исторические события, почему сегодня нет яркого лидера моды и как оверсайз предсказал пандемию.

Психология моды

Я всегда знала, что выбор одежды не случаен, и мне было интересно, как люди одевались на протяжение всей истории. В Университете Аукционного дома «Кристис» я выбрала специализацию «история декоративно-прикладного искусства, стиля и костюма». Оказалось, это невероятно увлекательная тема.

Сейчас многие говорят о том, как важно изучать себя и слышать свои желания. Мода рассказывает о человеке и его месте в обществе. Люди взаимодействуют друг с другом через восприятие. Получается, что одежда создает определенный образ, сообщение, которое мы транслируем окружающим.

Выбирая те или иные вещи, мы как будто отвечаем на вопросы: что я хочу сказать миру? Как я хочу быть увиденным и услышанным? Что я несу в этот мир?

Чтобы понять, как мы хотим себя преподносить и как нас видят окружающие, нужно познакомиться с собой. Поэтому не случайно стиль тесно связан с психологией. Хорошему стилисту недостаточно знать типаж и цветотип клиента, ведь через одежду, аксессуары и детали костюма человек демонстрирует нюансы своего характера.

О чем говорят тренды

Некоторые детали, войдя в моду, остаются в ней навсегда. Интерес к ним то возвращается, то сходит на нет. Например, кожаный пояс-баска — один из недавних трендов. Ранее баска была обязательной частью кофты. Она появилась в эпоху готики, во время перехода к Ренессансу, когда лиф отделился от юбки и стал независимой частью костюма.

Недавно вернулись подплечники — сегодня их чаще используют при создании блуз без рукавов. На протяжении всего XX века они периодически в тренде, но пик популярности случился в 1930-40-е годы. Эльза Скиапарелли придумала стиль «жесткий шик». Его отличительной чертой была выразительная, даже эпатажная линия плеч.

Во время второй мировой войны в моде был более адаптированный к повседневной жизни вариант ношения подплечников. Они делали силуэт более четким и основательным. Скорее всего, именно этот эффект стабильности и структуры подплечники создают и сегодня. В обществе есть такой запрос.

Мода никогда не существует отдельно от социума. Напротив, это всегда реакция на «воздух», которым мы дышим. Например, викторианская эпоха — это кринолины, закрытая повседневная одежда, границы и дистанция. Это попытка сохранить диктат устоев, моральных и семейных ценностей в быстро меняющемся мире.

Кадры из сериала ''Виктория'' (Victoria), 2016 — …
Кадры из сериала ''Виктория'' (Victoria), 2016 — …

Стиль эпохи модерн — начало XX века. Восточная или греческая сказка, уход в мир фантазий. Так люди пытались абстрагироваться от грядущей катастрофы. Искры революционного движения и предстоящей Первой мировой войны уже витали в воздухе, противостоять надвигающимся переменам было невозможно, приходилось уходить в мир иллюзий.

Кадр из фильма ''Шери'' (Chéri), 2009 год. Режиссёр: Стивен Фрирз
Кадр из фильма ''Шери'' (Chéri), 2009 год. Режиссёр: Стивен Фрирз

Стиль ар-деко — танцы, танго, открытые платья, блеск, нежные волны. Это уникальное время — оно и послевоенное, и предвоенное. Выросла роль женщины в обществе, платье становится проще, открывает тело. Эстетика развлечений переплетается со сказкой — вновь уход от реальности перед катастрофой.

Кадр из фильма ''Великий Гэтсби'' (The Great Gatsby), 2013 год. Режиссёр: Баз Лурман
Кадр из фильма ''Великий Гэтсби'' (The Great Gatsby), 2013 год. Режиссёр: Баз Лурман
Не случайно параллельно развивается мода сюрреалистов. Эпатаж Эльзы Скиапарелли — это предвоенная «безуминка», которая будет уже неактуальна после войны.

Или 1990-е — время трансформаций, бунт против устоев. В моде проявились сексуальность, яркий макияж, дерзость. Так можно разобрать каждое десятилетие, особенно если в нем произошел какой-то общественный взрыв.

Мода часто предвидит социальные изменения. Например, «расслабленный» стиль и тренд на оверсайз часто связывают с пандемией и локдауном, однако они появились чуть раньше. Уже несколько лет дизайнеры предлагают мягкие приятные ткани и комфорт. Произошел уход от формы и жестких конструкций, всем захотелось эффекта «обволакивания». Даже спортивная обувь стала еще более мягкой, удобной.

Мода будто намекала нам: скоро будем сидеть дома, теперь не до каблуков, замедляемся…

Вы можете изучать тренды и пытаться представить, какие перемены произойдут в обществе. Если анализировать историю, можно увидеть выразительные предпосылки — реакцию моды на грядущие глобальные события: революции, мировые войны, великие кризисы.

Может ли дизайнер сегодня искусственно создать новые тренды? Думаю, что нет. А вот их воплощение — конечно да. История редко нас чему-то учит, общество совершает похожие ошибки, которые приводят к схожим последствиям. В моде также могут появиться лишь новые версии чего-то ранее созданного. Новые технологии дают новые возможности.

О моде в современном мире

Особенность сегодняшней жизни — в возрастающей значимости роли человека в истории. Поэтому сегодня важнее даже не бренд, а личность. А у каждого дизайнера своя клиентура.

При этом сложно говорить о влиянии, находясь в настоящем моменте. Чтобы анализировать, нам нужно посмотреть на все происходящее со стороны. Мне кажется, сейчас рано рассуждать о том, кто из современных дизайнеров внесет большой вклад в историю моды. Время рассудит.

Мое мнение: мы потеряли лидера моды. Сегодня у нас нет дизайнера, за которым пойдут все. Общество слишком неоднородное, у каждой сферы или направления есть свои модные реализаторы. Конечно, есть какие-то влияния и силы, но теперь это точно не один самый авторитетный мастер.

-6

Мода и искусство

Мода и искусство не тождественны. Дизайнеры создают уникальные предметы и аксессуары, выпускают прекрасные коллекции. Но далеко не все становится произведением искусства, не все вносит свой вклад в историю моды.

Искусство — это оригинальные вещи в единственном экземпляре. Высокая мода — а значит, уже и искусство — это, например, ткань, созданная специально для коллекции, превалирующий объем ручной работы, уникальные силуэты.

Но даже это не делает любой костюм искусством. Очень важна идея художника и то, как он говорит с клиентом, услышан ли он. Когда уникальность и идея признаются зрителями в полной мере, происходит магия. Так рождается модное искусство.

Может ли масс-маркет стать искусством? Скорее, нет. Считается, что любой тренд начинает терять позиции, как только он вышел в масс-маркет. «Когда все в одинаковых сапогах — это не мода, это армия».

Задача масс-маркета — адаптировать тренд под повседневность, растиражировать. Масс-маркет не может стать искусством, так как по своей сути уже вторичен. Но нельзя путать моду и стиль. Я из тех консерваторов, кто считает, что мода временна, стиль — вечен. И он намного важнее.

-7

Инвестирование и коллекционирование

Любое инвестирование, как и коллекционирование, это личный выбор. В этой сфере не нужно рассчитывать на высокую ликвидность или резкий рост цены за короткий период. Есть примеры успешного модного инвестирования, но их очень мало, особенно среди новичков. Поэтому я за то, чтобы человек не столько инвестировал, сколько коллекционировал именно то, что он любит. Тогда у коллекции есть лицо, суть, личный подход и уникальность.

Кстати, три предмета — это уже коллекция. А что это будет — винтажная брошь, которую вы умеете красиво носить, или сумка с прекрасной историей — не так важно.

Что касается винтажных рынков, то просто ходить на них как минимум интересно, но покупать, особенно новичку, очень рискованно. Можно знакомиться и смотреть, но к крупной покупке лучше подготовиться, изучить теорию и историю. Сегодня очень много подделок. Продавцы, как правило, знают, что продают, а вот клиенты не всегда понимают, что покупают, поэтому часто бывают обмануты.

Я за то, чтобы покупать у человека, которому вы доверяете, а дальше — как повезет. Сейчас продажи ушли в онлайн: Instagram, FB, VK. С одной стороны, это расширяет возможности для поиска уникальных вещей, с другой — возможностей для обмана тоже стало больше. Чтобы обезопасить себя, нужно выбрать целевой предмет: стиль, эпоху, материал и даже бренд. Изучать его историю и быть подкованным.

В России постоянно проходят блошиные рынки, винтажные маркеты. В секонд-хендах тоже можно купить чудесные вещи. Тишинка и Измайлово в Москве — это уже классика, но там всегда интересно. С этих рынков можно начинать новичкам, а дальше уже сужать поиск.

Создание антикварного центра на Садовом — интересная попытка объединить под одной крышей винтаж и антиквариат разных направлений. В секонд-хендах (например, благотворительный проект «Второе дыхание») можно найти винтажную одежду и аксессуары. Это интересный мир, каждый в нем найдет и свой предмет, и своего дилера.

-8

Что будет в моде завтра

Если ковид-ситуация останется неизменной, мы все еще будем носить «расслабленные» вещи. А вот если все-таки начнется глобальная отмена ограничений — ударимся во все тяжкие. Людям надоест неопределенность, может вернуться мода на эпатаж, яркость и блеск.

При этом в нашей жизни всегда соседствуют разные тренды — это нормально. Если в моем офисе строгий дресс-код, то как бы мне ни нравились кроссовки, я буду носить их только в выходные.

Нужны ли мне туфли на высоких каблуках, если мне некуда в них пойти? Здесь уже каждый делает свой выбор: предпочесть расслабленность и удобную обувь или мои туфли все-таки расскажут окружающим мою историю? Я выбираю туфли. А вы?

Еще больше материалов читайте на behipo.com