На другой день выехали поздно, так как засиделись за угощением, устроенным беем в честь спасителей своего сына и их Лесного Бога.
Когда завечерело, остановились на ночлег. Зарена расстелила на земле скатерть, разложила на ней разные съестные припасы, которыми в изобилии снабдили их кочевники, и пригласила всех ужинать.
- А куда вы, люди добрые, путь держите? – вдруг спросил Угрюм.
- В Большой Торговый город, что в устье Великой реки, - ответил Свят.
- Я бы с вами поехал, если, конечно, не помешаю… Скоморошить я тоже умею, сколько раз приходилось так на хлеб зарабатывать. А то в степи одному да пешим ходом… - он замолчал, не договорив, и обвел сидящих вопросительным взглядом.
- Езжай чего там, чай дырку в возке не просидишь, - за всех ответил Добрыня и вдруг спросил у Святополка: – Послушай, Свят, а зачем мы туда едем-то? Если это не тайна, конечно…
Юноша удивленно посмотрел на друга.
- Это, что ж, ты полстепи проехал и даже не знаешь зачем?! Зарена, ты ему разве не говорила?
- А он меня и не спрашивал. Я думала, ему Пересвет сказал.
- Мне все равно было, зачем ехать, - признался Добрыня. – Лишь бы тебя, Свят, да Славека догнать и прощения попросить. Только сейчас интересно стало.
- Пересвет увидел во сне Грозного Бога, и тот открыл ему, что освободить соседнее княжество от проклятого Чубадея сможет только Серебряный витязь с помощью Волшебного музыканта. Но музыканта этого нет в наших землях. Вот мы со Славеком и поехали его искать… - ответил Свят.
- Сказки все!.. – перебил его Добрыня. – А потом, почему музыканта, тогда уж лучше – витязя, все пользы больше. На гуслях я и сам играть умею…
- Погоди не кипятись, - остановил его Свят, потом переглянулся с Зареной и сказал: - Серебряный витязь уже нашелся… - замолчав на полуслове, он поднялся с земли, не обращая внимания на удивленные и заинтересованные взгляды друзей.
В это время в небе, описывая плавные круги, появился Соколок и с громким отрывистым криком опустился на плечо Святополка, а из степи стремительным галопом примчался Туман. И тут же исчез знакомый и привычный всем молодой воин, княжеский отрок Свят – перед ними стоял Серебряный витязь, богатырь из древней были.
Гудошка и Славек молчали, восхищенно тараща глаза на невиданное зрелище. Угрюм проговорил тихонько, только для себя:
- Видно не всякая сказка – ложь. Надо только уметь ее слушать…
А Добрыня вскочил с места и на удивление робко спросил:
- Ты ли это, Свят?
- Я – Святополк сын князя Благомира, и я же – Свят, княжеский отрок и твой друг.
- Мой друг… - пробормотал Добрыня, а потом вдруг подбросил в воздух шапку и заорал во все горло: - Да здравствует Серебряный витязь! А Волшебного музыканта мы и из-под земли достанем!..
- Кажется, я смогу вам в этом помочь, - вдруг подал голос Угрюм. – Старинное предание говорит, что давным-давно здесь в степи был город, построенный нашими пращурами. И в этом городе жил замечательный певец, сказитель и музыкант по имени Словиша. Были у него волшебные гусли, которые могли смеяться и могли плакать, а, если к городу подступали враги, чудесный инструмент воодушевлял людей на битву. Когда Словиша состарился, и пришло ему время умирать, он отдал свои гусли князю со словами: «Схорони, княже. Сейчас никто не сможет играть на них, но пролетят годы, и родится на земле такой человек, в руках которого оживут мои гусли. Много добра принесет он людям и в благодарность они нарекут его Волшебным музыкантом». Сменялись князья в городе, но заветные гусли сохранялись в княжеских хоромах, передаваясь от отца к сыну. Но случилось так, что сыновья одного князя не поделили между собой власть в городе, каждому хотелось занять княжеский престол. И вот младший брат призвал себе на помощь кочевников. Он тайно открыл им ворота… Степняки ворвались в город, подожгли его со всех сторон и при зареве пожарищ грабили, насиловали, убивали, а тех, кто уцелел, забирали в полон. Предатель же, увидев, что сделали враги с его родным городом, не выдержал и сошел с ума... Так рассказывают старики. А чудесные гусли вместе с другими драгоценными вещами из княжеской сокровищницы достались предводителю кочевников. И сейчас ими владеет Великий хан, повелитель всех степей: от северных лесов до южного моря и от Великой реки на востоке до гор на западе.
- Откуда ты знаешь?
- Где это?
Одновременно спросили Добрыня и Свят.
- Люди говорят, - спокойно ответил Угрюм. – А хранятся они в Главном городе Великого хана в его дворце.
- Мы едем туда, - решительно сказал Свят. – Если у нас будут гусли-самогуды, то они сами узнают Волшебного музыканта. Угрюм, ты знаешь дорогу в Главный ханский город?
- Знаю, - ответил тот и вдруг неожиданно улыбнулся. – Ведь это оттуда я бежал в одних портах…
- Значит, тебе нельзя туда ехать, - опечалился Свят.
- Почему нельзя? Клейма на мне нет… а бродячих ваганов там сейчас полным-полно. Ярмарка ведь… и к тому же дочка Великого хана скоро будет выбирать себе жениха. Все желающие смогут участвовать в состязаниях, и самый достойный станет ее мужем…
Свят задумался, а Добрыня заинтересованно спросил:
- А какие там будут состязания?
- Скачки, бой на мечах и соколиная охота.
- Свят, ты слышал? – окликнул друга Добрыня. – Как раз для тебя… Придется тебе жениться на ханской дочери и взять в приданое гусли… - посмотрев на Зарену он осекся, но было уже поздно: девушка побледнела и закрыла лицо руками.
Святополк подошел к ней, сел рядом, ласково погладил по голове и, сердито поглядев на Добрыню, сказал:
- Пусть на ней степняки женятся! Но посвататься придется. А потом, если повезет, поменяю невесту на гусли. Думаю, все будут этому рады – кому нужен нищий жених? Если же не удастся победить в состязаниях… Что ж, тогда придумаем что-нибудь еще…
Начало и продолжение сказки смотрите на моем канале «Ольга Парусникова Сказки»