Не болейте, друзья! Актуальное выражение на все времена, а на нынешние – так и втройне. Что же такое свихнулось в мироздании, если наш природный, закаленный в житейских невзгодах иммунитет, вдруг ослаб и оказался недееспособным перед каким-то шершавым вирусом? Изоляция, маски напоминают старинную эпоху моровых поветрий. А услужливая память сразу же переносит нас в те недалекие лучезарные времена, когда слово маска употреблялось только с прилагательным – карнавальная.
О, этот вкус!
И ведь каким непостижимым здравому уму рискам подвергало себя старшее поколение! Кусочек гудрона вместо пластинки "Орбит", листик подорожника, зачастую даже не протертый – на ссадину, немытое яблоко из соседского сада и, о ужас, – газировка из автомата из одного стакана на всех!
Как можно забыть те неуклюжие, тяжеловесные шкафы, выдающие за три копейки вкуснейший напиток, сравнимый, разве что, с божественным нектаром, который попивают небожители в свободное от слежки за непоседливым человечеством время.
Перед мысленным взором проплывают ретро-картинки того времени: палящий летний зной, очередь, нескончаемый хвост из желающих освежиться... Наконец, вожделенный стакан в руке, небрежный нажим на подставку, откуда слабенькая струйка воды слегка смачивает стекло, трехкопеечная монетка, исчезающая в прорези монетоприемника, утробно-шипящий звук льющегося в стакан сказочного напитка с сиропом "крем-сода", "барбарис" или "тархун". Пузырьки газа, бьющие в нос и нежно щекочущие горло. Это было что-то!
Правда или миф?
И никого не шокировало, что следующий в очереди также слегка смочит твой стакан и, наполнив его, с наслаждением прильнет к нему губами. Сегодня это кажется лютым кощунством – ни прокипятить, ни выкупать стакан в ядрено-хлорной ванне, да что там хлорной – даже с элементарным мылом, больше того, просто в достаточном количестве проточной воды! Но те, из прошлого, граждане совершенно спокойно пили и поили своих горячо любимых отпрысков.
И пусть тогда не знали о свирепом вирусе, но ведь существовал риск заразить население из общего стакана хотя бы элементарным герпесом. Возможно, единичные случаи и имели место, но до понятия "пандемия" они точно не дотягивали.
Сколько версий было на эту тему выдумано – и что скрывалась статистика заболевших, и якобы ходили со своими стаканами, и много чего еще. Но очевидцы-то помнят: не было ничего такого, не болели и весь сказ. А для слухов и статистика не нужна, людская молва мгновенно бы разнесла по белому свету чёрную весть о "стакане-убийце".
Все гениальное просто
Если копнуть чуть глубже историю появления автоматов для газирования воды, то становится очевидным их длительный эксплуатационный период.
Первый сатуратор изготовили аж в 1932 году, и с тех пор, он исправно служил людям на протяжении десятилетий, как правило, с одним стаканом на всех.
А еще более удивительно то, что никто этот стакан не "тырил", разве что троица друзей на ходу использует его для употребления более крепкого напитка, но и они возвращали стакан на его законное ребристое место.
Забавно и то, что и внутри автоматов тоже не было никаких антисептиков. Схема подключения была проста до гениальности:
- он подключался к городской водопроводной системе;
- внутрь устанавливались баллон с углекислым газом и ёмкости с сиропом;
- финансовая часть и органы управления располагались на передней стенке агрегата;
- несколько соединительных трубок и "милости просим, уважаемые сограждане".
Автоматы работали бесперебойно с мая по сентябрь. На холодный период их выключали, но оно и понятно – кусочки льда выдавать они не умели.
Невольно приходит на ум крамольная мысль – вся эта суета с антисептиками, беспрестанными дезинфекциями всего и вся, имеет лишь коммерческую подоплеку. Как иначе объяснить тот вопиющий факт, что мы имеем великое множество спреев, салфеток различного цвета, запаха и антибактериологического свойства, мыла неимоверного количества сортов, одноразовую посуду, различных пузырьков с якобы обеззараживающим содержимым, и все равно ситуация остается на уровне, согласно пророческим словам классика "ширится, растет заболевание".
Видимо, дело-то совсем не в стакане.