Находчивые предприниматели продают на Патриарших прудах в Москве воздух. Как сообщил Telegram-канал «Новости Москвы», где и была опубликована фотография такой торговой палатки, приобрести 0,5л «Воздуха Патриков» можно за 100 рублей.
Подписчики сообщества к такой новости отнеслись с юмором: «Вот это капитализм, ребята», «Хотят посчитать, сколько идиотов», «Новая ветка бизнеса! Проверяют, как люди отреагируют», «Деньги на воздух», - прокомментировали они ситуацию.
Однако, до сих пор непонятно, откуда взялись эти бизнесмены и какие у них цели. Пользователи предположили, что торговая палатка - реквизит для съемок сериала, креативный перформанс какой-то творческой группы или рекламная кампания.
По мнению депутата Мосгордумы Евгения Герасимова, продавцы «Воздуха Патриков» - мошенники, у которых вряд ли кто-то захочет купить такую новинку:
«Это мошенники или просто красивые авантюристы, смеющиеся над людьми, которые идут, смотрят и думают о том, что им воздуха не хватает».
Но ничего незаконного в подобном бизнесе нет:
«Если кто-то хочет купить такой воздух, в этом нет ничего незаконного. Другое дело, как доказать, что воздух именно из конкретного места. Но если людям это просто интересно, и они хотят его приобрести, то почему нет», – пояснил юрист Андрей Некрасов.
Продажа воздуха — это уже далеко не новое направление бизнеса. Так, например, в 2016 году в Великобритании предприниматель Лео Де Уоттс за 115 долларов продавал банки с британским загородным воздухом. Покупателей находилось очень много. Кроме того, часты случаи продажи воздуха с концертов знаменитостей: Канье Уэста, Джастина Бибера, Рианны и Бейонсе. В Санкт-Петербурге консервированный сувенир начали продавать еще в 2003 году накануне 300-летия города. В состав продукта входит 50% воздуха Летнего сада, 20% — Пушкина, 15% — Невского проспекта и по несколько процентов воздуха Петродворца, Павловска и Новой Голландии. В любую точку мира можно заказать и парижский воздух, состоящий из 20% воздуха Лувра, 20% воздуха Нотр-Дама, 25% воздуха в районе Эйфелевой башни, 15% атмосферы музея Орсе, 10% воздуха Елисейских Полей и 10% воздуха базилики Сакре-Кер.
«Все, что происходит сейчас на рынке, можно охарактеризовать одним словом: люди хотят запечатлеть свои эмоции. Недаром такое направление маркетинга, как «маркетинг впечатлений», очень интенсивно развивается последнее десятилетие. Все, что связано с покупкой воздуха с концертов, из курортных зон, памятных мест, например, где проходила свадьба, есть не что иное, как попытка запечатлеть эмоции, возможность вернуться к ним в памяти. Я смотрю на пакетик с воздухом и вспоминаю все то, что происходило. Это может казаться странным, потому что сегодня есть достаточно гаджетов, которые помогают воспроизводить впечатления визуально. Но эмоции — это такое психологическое состояние, которое требует все новых и новых ощущений. И кроме визуальных, нужны ощущения других органов чувств — воздух как раз связан с обонянием», - объяснила Татьяна Комиссарова, декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ.