Предыдущие части находятся тут:
Я уже не помню, как мы вышли из Большого петергофского дворца и вошли в Нижний парк, может быть мы купили билеты внутри дворца и из него вышли на смотровую площадку Нижнего парка, т. е. из дверей с противоположной стороны дворца от той с которой зашли во дворец или мы снова вышли из дворца в Верхний сад, а из сада в боковые ворота около корпуса под гербом и за пределами сада в ларьке купили билеты и вошли в Нижний парк в ворота с другой стороны корпуса под гербом.
Нижний парк, как собственно весь Петергоф, был задуман Петром I Великим, как парадная царская резиденция с парками, с дворцами и фонтанами, которая должна была превзойти французский Версаль, служившим эталоном для всех королевский резиденций Европы и надо сказать, что эта задумка удалась, Петергоф получился действительно значительно лучше Версаля, что с достоверностью могу подтвердить, как бывавший в обоих этих дворцово-парковых ансамблях, и в первую очередь тем, что в Версале из за отсутствия вблизи достаточно возвышенной местности с водоёмами оказалось невозможным создать фонтаны, которые бы постоянно, без всякого искусственного подкачивания воды, работали и с королевских до нынешних времён фонтаны в Версале включают только на короткое время в определённые часы или по особым случаям, так при королях их включали, когда король выходил в парк на прогулку, в Петергофе же вода к фонтанам поступает из прудов, находящихся на более высоком уровне и поэтому фонтаны там могут работать постоянно, без всякого внешнего воздействия, только благодаря естественным свойствам течения и фонтанированию воды.
Вход в Нижний парк всегда был платным, в отличии от Верхнего сада, куда всегда, на моей памяти, вход был бесплатным и очень рассчитываю на то, что он таким и останется, когда там закончится нынешняя реконструкция, однако в некоторых отдалённых местах в ограде Нижнего парка были раздвинуты или убраны прутья и многие ходили гулять в парк, без билетов, вот через такие несанкционированные входы, ну и мы в дальнейшем тоже ходили подобным образом, до тех пор, пока все эти дыры не заделали.
И так я и мама войдя в Нижний парк сразу же оказались на его смотровой площадке, которая тянется вдоль всего северного фасада Большого петергофского дворца и находится на одном уровне с Верхним садом, который примыкает к южному фасаду дворца. Площадка огорожена каменной балюстрадой, украшенной вазами и с неё открывается вид на непосредственно Нижний парк.
Конечно, лучше всего смотреть с площадки на Нижний парк из центральной её части, там прямо перед вами, чуть пониже ещё одна площадка, тоже огороженная балюстрадой с вазами и выложенная "шахматной" черной и белой мраморной плиткой, в центре площадки у балюстрады два бронзовых тритона-такие мифологические существа, с человеческими телами, но рыбьими хвостами вместо ног дуют в морские раковины из которой бьют струи воды. Ещё чуть ниже вторая площадка, в центре которой в несколько струй бьёт большой фонтан. На площадки можно попасть, купив отдельный билет на экскурсию в "гроты", расположенных в стенах перед площадками, где знакомят с системой фонтанного хозяйства Петергофа. От первой площадки по бокам второй вниз уступами спускаются два каскада, украшенных вазами и бронзовыми статуями и со множеством бьющих вверх струй воды. И эти две площадки и "лестницы" уступов каскадов вместе называются: "Большой каскад Петергофа".
У подножия Большого каскада полукруглый искусственный пруд, так называемый "Ковш", в центре, которого расположен фонтан "Самсон", представляющий из себя, установленную на искусственной скале, бронзовую композицию: библейский герой Самсон разрывает пасть льва из которой на двадцать один метр вверх бьёт струя воды, вокруг Самсона и льва несколько дельфинов (так же не похожих на дельфинов, как и в фонтанах Верхнего сада) из ртов которой так же бьют струи воды.
При том это третий "Самсон" в Петергофе, первого в 1735 году отлил из свинца Б.-К.Растрелли, но к 1801 году он обветшал и его заменили уже бронзовым, созданным М.И.Козловским, но во время нацистской оккупации второй "Самсон" был вывезен в Германию и пропал без вести, поэтому в 1947 году скульпторы В.Л.Симонов и Н.В.Михайлов, на основе довоенные фотографий, создали третьего "Самсона", который стоит и у Большого Каскада в Петергофе до сих пор.
От "Ковша" с "Самсонам" прямо к Финскому заливу идёт канал, по бокам которого идут дорожки и находятся небольшие фонтаны в круглых бассейнах. По бокам от Ковша расположены два небольших симметричных парковых партера, в которых в больших круглых бассейнах установлено два фонтана, представляющих из себя большие чаши, называемые: "Французский" и "Итальянский". по бокам же начала канала две колоннады с небольшими павильончиками, называемые "Воронихинскими"-по имени их архитектора А.Н.Воронихина.
Я и мама постояли на смотровой площадке, посмотрели с неё на вышеописанный участок Нижнего парка, а потом по одной из лестниц, расположенных с краёв Большого каскада стали спускаться вниз. По-мере спускания, стали видны барельефы, на мифологические сюжеты, расположенные на передних стенках уступов большого каскада, в то время я как раз читал книгу Н.А.Куна "Легенды и мифы древней Греции" и поэтому разглядывая барельефы, вполне мог догадаться что них изображено, это касается и статуй античных персонажей, стоящих на уступах каскада, а вот с "Самсоном" дело обстояло хуже, "Библия" в те времена была под запретом, так что история Самсона мне в то время была неизвестна, но тем не менее он произвёл на меня достаточное впечатление.
Спустившись вниз, мы немного постояли у "Ковша" с "Самсоном", был небольшой ветерок, поэтому кой-какие брызги от фонтана долетали и до нас и попадая на мои волосы и открытые ноги в шортах, хорошо их освежали. Потом мы прошлись вдоль канала, немного постояли на мосту через него. С моста так же открывается один из лучших видов на Большой Каскад с фонтаном "Самсон" и, стоящий над ними Большой дворец. Затем пошли по аллее в глубину парка.
В парке уже было много людей, многие мальчишки были как и я в шортах, естественно в коротких, а несколько так же и в гольфах, да тогда так ходили многие мальчишки до 13-14 лет, но к сожалению в этом же поколении оказалось много и таких, кто имел гопнический менталитет, в начале 1980-х они себя ещё не очень проявляли, но во 2-ой половине 1980-х они подросли и распространили свои стереотипы на одежду, которые в дальнейшем подхватили и педоистерики, а ведь короткие шорты и гольфы мальчикам очень даже хорошо шли и это есть действительно то, что следует вернуть из советских времён.
См. статьи:
Мне же очень нравилось идти по парку в коротких джинсовых шортах и чувствовать, как под коленями резинки легко, но прочно удерживают на ногах мои белые гольфы и в брюках, в данный момент, мне быть совсем не хотелось.
Дойдя до фонтана "Адам" мы свернули на дорожку ведущую к финскому заливу к дворцу Монплезир.
Монплезир-любимый дворец Петра I Великого, от сюда его название в переводе с французского: "моё удовольствие", построен по проекту архитекторов И-Ф.Браунштайна и А.Шлютера и несмотря на малые размеры строился довольно долго 1714-1723 годах, по своему внешнему виду он напоминает одноэтажный голландский домик с примыкающими к нему галереями. Построен из кирпича, выложенного в один ряд, так что зимой там очень холодно, поэтому, как музей он открыт только летом. По бокам от Монплезира образуя с ним каре стоят: с запада Екатерининский корпус-архитектор Ф.Б.Растрелли, с востока Банный корпус, они так же одноэтажные и в начале 1980-х годов ещё были закрыты, сейчас в Екатерининском корпусе открыты комнаты, где Екатерина II устраивала приёмы для кавалеров высших российских орденов, в Банном же корпусе-в соответствии с названием, интерьеры придворных бань.
Подойдя к Монплезиру, мы вошли в его садик, расположенного между дворцом, Екатерининским и Банным корпусами. Сад оформлен в голландском стиле, в нём много цветов и по середине него бьёт фонтан.
Посмотрев садик и дворец снаружи, мы решили сходить туда на экскурсию и заняли очередь.
Экскурсия началась с восточной галереи, где в чёрных рамах висит коллекция картин голландских художников, большие окна галереи, которые разделяют лишь небольшие простенки-столбики, выходят в садик, окна напротив, выходящие на финский залив, расположены на большем расстоянии друг от друга и между ними на стенах и висят картины. Пол галереи выложен в шахматном порядке из чёрных и белых мраморных плит. За восточной галереей начинается уже собственно дворец Монплезир.
В первой комнате-Лаковом или Китайском кабинете, как и в Китайских кабинетах Большого дворца задерживаться нельзя, поэтому о нём рассказывают ещё в галерее. Стены этой комнаты красные с чёрными панно, на которых изображены сцены из китайской жизни, на полочках, прикреплённых к стенам, стоят керамические изделия: вазы, чашки, статуэтки т. п., окна выходят в садик, пол паркетный, выложен кубиками. В лаковом кабинете Петр принимал, особо почётных готей.
Пройдя через Лаковый кабинет мы вошли в большой зал, с таким же мраморным "шахматным" полом, что и в галереи. В то время в зале ещё шла послевоенная реставрация, поэтому всю его середину занимали леса и пройти можно было только вдоль стен. Сейчас зал восстановлен и по середине него стоит стол, на столе большой кубок из которого Петр заставлял пить водку провинившихся гостей, часто такое питьё для пьющих имело тяжёлые последствия. Про кубок нам уже тогда рассказали, хотя видеть мы его не могли. В зале же идя, в начале вдоль восточной стены, мы миновали две открытые двери, за которыми увидели кухню, где вторая жена Петра, будущая императрица Екатерина I, говорят, сама готовила, и буфетную. На северной стене зала три окна, выходящие на Финский залив, среднее из них является так же дверью на открытую береговую террасу, аналогично расположены окна и окно-дверь и на южной стене напротив, выходящие в садик.
Из большого зала мы перешли в кабинет Петра I Великого, по стилю в общем то близкого к кабинету Петра в Большом дворца, окна кабинета на разных стенах выходят на Финский залив и его западное взморье.
За кабинетом идёт спальня, с окнами на западное взморье Финского залива, в спальне стоит широкая и короткая кровать (в те времена спали полу сидя) под светло-зелёным балдахином.
За спальней идёт служебная комната, где находился дежурный адъютант императора, т. е. по сути его секретарь. Дежурка-секретарская во дворце располагается симетрично Лаковому кабинету, следовательно окна её выходят в садик, в ней три двери, напротив окон в спальню, в стенах, по бокам от окон, в Большой зал и в западную картинную галерею, аналогичную с восточной, с продолжением коллекции голландских картин в чёрных рамах.
Интересно на счет царских туалетов в Монплезире, в них можно было попасть из галерей, с наружи они выглядят, как кирпичные длинные будки приставленных к стенам галерей со стороны залива. Один из них сейчас демонстрируется-это обыкновенная сельская дырка.
Монплезир мне в целом понравился, я бы вполне согласился, пожить в нём летом (конечно лучше с нормальным туалетом), как на даче, хотя всё же мой самый любимый дворец в Петергофе является Коттедж, расположенный в соседнем английском парке Александрия, построенный при Николае I 1826-1829 годах архитектором А.А.Менеласом в виде двухэтажного домика и с интерьерами в неоготическом стиле, но в тот раз мы туда не ходили.
После экскурсии, выйдя из Монплезира, мы обошли его кругом и немного постояли на его открытой террасе, выходящую на Финский залив. Посмотрели на воду, разглядели в дали кой какие очертания Кронштадта и Ленинграда. Было очень хорошо, с залива дул легкий ветерок и обдувал мне открытые колени и ноги выше колен, всё таки насколько лучше тогда были короткие мальчишечьи шорты, чем нынешние до колен и то, что гольфы тогда с ними носили, тоже было замечательно.
Постояв, на террасе Монплезира, мы снова вернулись в его садик, а от туда по прямой алее, в самом центре которой сейчас установлен памятник Петру I Великому, дошли до римских фонтанов.
Римские фонтаны-названные так за свою схожесть с фонтанами на площади собора святого Петра в Риме, впервые появились в Петергофе в 1739 году, архитекторами их были И.Бланк и И.Давыдов и первоначально были из дерева. В 1763 году Ф.Б.Растрелли перестроил их, так же из дерева, но поставил на каменные постаменты и покрасил под мрамор, В 1798 году Римские фонтаны вновь перестроили уже из кирпича и гранита и отделали серым, розовым и чёрным мрамором и тогда они приняли нынешний облик.
Римские фонтаны расположены в большом партере, около склона, повышающегося уровня суши. Между фонтанами и склоном два зелёных газона, на которых растёт много красивых цветов. Между газонами, продолжая алею от Монплезира, к склону идёт проход упирающийся в каскад "Шахматная гора", когда я ещё до школы впервые был в Петродворце именно "шахматная гора" мне запомнилась больше всего. Каскад "Шахматная гора" назван так потому, что его наклонная поверхность, по которой водопадом стекает вода, выложена в шахматном порядке из чёрных и белых мраморных плит. По бокам каскада идут лестницы, вдоль которых стоят мраморные статуи, на верху каскада три раскрашенных скульптуры драконов, по которым каскад имеет так же и другое название: "Каскад драконов".
Мы посмотрели на Римские фонтаны внизу, потом поднялись по лестнице вдоль "Шахматной горы" и посмотрели на фонтаны и окружающий их парковый партер сверху, вид сверху на эти фонтаны и весь партер, где они находятся, очень замечательный, ничуть не хуже вида со смотровой площадки Большого дворца на Большой каскад и фонтан "Самсон".
Потом спустились по лестнице, с противоположной стороны каскада, снова вниз, а поскольку уже настало время обеда, то я и мама пошли, в находящееся в парке, недалеко от Римских фонтанов, кафе.
Продолжения тут:
#петергоф #петродворец #детство #ностальгия #1980-е годы #шорты и гольфы