Найти тему
Рок на БиС

Венгерский рок. Часть 18. Locomotiv GT. На рубеже эпох

Если замены басиста и гитариста для LGT прошли практически безболезненно, то найти подходящего кандидата на место Йожефа Лаукса получилось не сразу. Сначала в очередное турне с группой поехал Габор Немет (Németh Gábor) из «родственной» команды Skorpió, но уже на следующих гастролях «локомотивщикам» помогал Габор Секереш  (Szekeres Gábor) из Atlasz. Наконец в начале 1977 года проблема барабанщика была решена — за ударной установкой утвердился еще один перебежчик из Generál Янош Шолти (Solti János). Одновременно нашлась замена и отбывшей с мужем в Штаты Анне Адамиш. И какая! С Locomotiv GT начал работать один из лучших авторов-текстовиков венгерского рока Душан Стефанович (Sztevanovity Dusán), прославившийся еще в составе группы Metro, о которой мы не так давно рассказывали (Венгерский рок. Часть 14. Metro).

Обложки альбомов взяты на progarchives.com. Коллаж - БиС.
Обложки альбомов взяты на progarchives.com. Коллаж - БиС.

После такого мощного укомплектования можно было начинать работу над новыми релизами. Очередной, шестой студийник LGT вышел уже в том же 1977 году. Хотя на альбоме Zene — Mindenki maskepp csinalja (Музыка — Каждый делает своё) нашлось место для нескольких вещей авторства Шолти и Карачоня, в материале этой пластинки ощущается полное доминирование Прессера — и как композитора, и как аранжировщика. На релизе немало отличных, мелодичных номеров —  и поп-фанк шлягер «A Rádió» (По радио), несущий явный отпечаток увлечения лидера группы мюзиклами:

Ютуб-канал Juhász István

и одноименный с альбомом рэггей-боевик: 

Ютуб-канал Gennady D

и мелодичные фортепианные баллады, такие как «Egy elkésett dal» (В конце песни), посвященная памяти умершего в 1976 году известного венгерского актера Рудольфа Шомодьвари: 

Единственной проблемой (с нашей точки зрения, конечно) было только то, что на этой пластинке  продолжился дрейф группы от рока и блюза к традиционной поп-музыке и эстраде. Это ничуть не умаляет достоинств авторов и музыкантов. Просто факт. Как и то, что в годовом хит-параде «Mindenki maskepp csinalja» остался только четвертым, в то время, как все предыдущие работы «локомотивщиков» были, как минимум, в «тройке», а две предыдущие — занимали первую позицию.

Та же тенденция сохранилась и на следующем релизе LGT — «Mindenki» (Все), записанном в 1978 году. На наш взгляд, это один из самых слабых альбомов группы, во всяком случае на фоне своих предшественников. Одним из немногих примечательных моментов на нем было то, что на этой пластинке «локомотивщики» впервые обратились к модному на тот момент стилю диско, что отражает, в частности, закрывающий альбом номер «Nem Adom Fel» (Никогда не сдаваться): 

Ютуб-канал Remaster

К более жесткой или, лучше сказать, четкой музыке «локомотивщики» вернулись через два года, записав двойник «Loksi», ставший одним из лучших в дискографии группы. На этом альбоме наряду с привычными джаз-роком,  фанком и проникновенными балладами наконец-то снова присутствовал и блюз, и рок-н-ролл, и проговые мотивы. После периода «засилья» клавиш, духовых и перкуссии снова во весь голос зазвучала гитара — и риффами, и соляками, и акустическими проигрышами. Расстарался и Душан, так что «Loksi» получился не просто «собранием отдельных номеров», но концептуальным произведением, пронизанным единой идеей. Не случайно многие музыкальные критики и поклонники LGT считают этот релиз «рок-оперой». Соответственно и слушать его лучше целиком, пусть даже и не понимая текстов:

Помимо записи трех дисков, конец семидесятых для Locomotiv GT был связан с многочисленными гастролями. В этот период группа работала, в основном, на родине и по странам соцлагеря. Польша, ГДР, Югославия, Болгария, Куба. Выступление Loksi в Румынии летом 1977 года увенчалось политическим скандалом, вмешательством Секуритате и запретом посещать эту страну (отношения между Будапештом и Бухарестом всегда были непростыми из-за ситуации вокруг венгерского меньшинства в Трансильвании). В 1979 «локомотивщики» участвовали в гала-концерте MIDEM в Каннах (где пообщались со специально приехавшим во Францию Лауксом). Тогда же группа побывала в Советском  Союзе, выступив в Прибалтике, Ленинграде и Москве (конечно же видели! Впечатления — великолепно!). В 1980 году LGT участвовал в триумфальном туре по Венгрии в компании c Omega и Beatrice. Во время совместного концерта «триумвирата» на Будапештском стадионе был записан знаменитый концертник «Kisstadion '80», ставший одним из знаковых событий в истории венгерского рока (мы уже как-то вкратце упоминали это событие в четвертой части этого нашего «сериала» (Венгерский рок. Часть 4.). 

Ютуб-канал Zsákai Zsolt

Таким образом в восьмидесятые «локомотив» въехал на всех парах, со сплоченным, отлично «притертым» друг к другу экипажем. Впереди Венгрию ждали драматические потрясения и большие перемены. Как они отразились на Loksi — в следующий раз.

Продолжение следует.

Предыдущие заметки о венгерском роке: первая, вторая, третья, четвертая, пятая, шестая, седьмая, восьмая, девятая, десятая, одиннадцатая, двенадцатая, тринадцатая, четырнадцатая, пятнадцатая, шестнадцатая, семнадцатая.

#prog rock #hard rock #венгрия #демократик-рок #locomotiv gt #музыка #венгерский рок #музыкальные альбомы