Найти тему
Всё об алалии, аутизме и ЗПР

Сенсомоторный интеллект - об одной из причин, почему раньше дети были более развитыми и самостоятельными

Я не отношусь к тоскующим по "Вот раньше!..", но не могу не отметить, что раньше дети действительно куда быстрее зрели интеллектуально и психологически.

Какая-нибудь Марфуша из деревни 18-19 века к 7 годам могла почти полностью заменить свою мать - и обед приготовить, и за младенцем приглядеть, и ручками постирать, и корову подоить. Сейчас никому не придёт в голову тащить ребёнка в 5 лет учиться профессии, а когда-то это было нормой жизни - малышей отдавали в подмастерья и уже к 12-14 годам их работа могла быть не на уровне профи, но вполне качественной.

Развитость этих детей до определённого возраста значительно превышала развитость ребят, которые живут сейчас. Но почему так? Ведь в распоряжении крестьян порой даже начальных школ не было, не то что каких-то центров раннего развития, кружков и факультативов.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Отгадка весьма проста. Человек рождается беспомощным и в приоритете у мозга оказывается в первую развитие тех областей, которые помогут обрести самостоятельность и выжить. Это области:

  • Зрительной коры - думаю, все понимают насколько важно зрение, учитывая, что мы получаем через него около 90% информации об окружающем мире;
  • Соматосенсорной коры - с её помощью мы ощущаем окружающий мир и понимаем, насколько он опасен (или нет). Соматосенсорная кора получает и обрабатывает всю информацию, связанную с температурной, болевой, вибрационной чувствительностью, ею же понимается давление и положение тела и его частей в пространстве (проприоцепция);
  • Двигательной коры - моторные зоны мозга контролируют движения. Благодаря им мы двигаемся правильно и точно.

Все вместе они образуют так называемый сенсомоторный интеллект. Он не является интеллектом в традиционном значении в духе "размышления об умном", но он является базой, на которой будет расти личность и разум. Соответственно, чем лучше эта база сформируется, тем большая зрелость мозга будет у ребёнка на следующем этапе взросления.

Сенсомоторный интеллект даёт детям представление об окружающем мире. Накапливая опыт взаимодействия, малыш постепенно приходит к пониманию, что какие-то вещи можно менять, комбинировать - так происходит переход от наглядно-действенного мышления (погрызи/потряси/сделай по наглядному простому образцу) к наглядно-образному (сделай по памяти/придумай сам).

У детей еще 200-300 лет назад этот переход происходил куда быстрее по той причине, что ребёнок всегда находился в среде, полной стимулов. Наш мир гладкого пластика, сплошных запретов и четырёх стен, отгороженных от природы, конечно, куда более безопасная среда для малышей, однако куда менее развивающая, чем обилие текстур, запахов, цвета и звуков в деревне вкупе с возможностью двигаться, чему-то учиться чуть ли не с рождения. Собственно, по этой причине дети раньше действительно быстрее развивались, чем современные.

Пиаже озвучивает в своей теории версию, что развитие сенсомоторного интеллекта наиболее актуально в первые 2 года жизни. Однако при помощи нейровизуализации видно, что на самом деле этот срок несколько больше - примерно к 5 годам созревают области, ответственные за зрение, движения и сенсорную обработку. На картинке ниже они отмечены синим цветом.

из исследования Пола Томпсона https://www.eurekalert.org/news-releases/556239
из исследования Пола Томпсона https://www.eurekalert.org/news-releases/556239

После этого возраста с данными участками мозга тоже можно работать - эффект будет, но не такой хороший, когда "окно развития" ещё открыто.

Учитывая, что "поезд" сенсомоторного развития уходит быстро, для маленького ребёнка из развивашек наиболее актуальны бабушкин дом в деревне, детские площадки с богатым инвентарем и спортивные секции в духе ОФП, бассейна.

У детей с нарушениями развития в период формирования сенсомоторного интеллекта, судя по всему, происходит какой-то сбой и он формируется с искажением. Многих таких детей надо учить прыгать, подниматься по отвесным и ступенчатым лестницам, удерживать равновесие на одной ноге, приходится долго разжевывать "науку" катания на самокатах/велосипедах и прочих подобных вещах, где норма учится сама по себе. Страдает и сенсорное восприятие - где-то ребёнок может слишком бурно реагировать на обычные раздражители, где-то не будет замечать явно дискомфортных вещей.

Но и без таких проблем встречаются "приветы" из проблемного сенсомоторного периода у детей с СДВГ - например, гиперактивность (после 5 лет) может быть проявлением недостаточно развитой проприоцепции - ребёнок не понимает границ своего тела, не до конца понимает как его использовать и это может выливаться в нарушение личного пространства других людей, чрезмерные объятия или наоборот дистанцирование от других, неуместную беготню и прочую избыточную активность в подсознательных попытках скомпенсировать дефицит.

Как можно помочь ребёнку преодолеть такого рода нарушения?

По возможности стоит обращаться за консультацией и помощью к специалистам: психологу, дефектологу, нейропсихологу. Хороший педагог продиагностирует ребёнка, выберет у него слабые/сильные стороны и найдёт за что ухватиться, как поработать с проблемами + проконсультирует вас насчет того, чем вы можете помочь ребёнку.

Однако если нет возможности работать со специалистом, имейте ввиду, что сенсомоторное развитие включает в себя становление следующих функций:

  • Развитие моторики - крупные и мелкие (ручные) движения, графомоторные навыки (рисование, письмо).
  • Тактильно-двигательное восприятие - проще говоря, это развитие осязания. Требуется, чтобы ребёнок наощупь мог определять какие-то характеристики объектов (форму, текстуру, материал, температуру, давление и др.);
  • Развитие слуха - понимание речевых и неречевых звуков, музыки;
  • Развитие зрительного восприятия;
  • Вкусовое и обонятельное восприятие;
  • Понимание пространственно-временных понятий.

Целесообразно выделить слабые стороны ребёнка и подобрать под него развивающие занятия по теме при помощи интернета, развивающих пособий.

Учтите, что если у ребёнка есть серьёзные проблемы 1-2-3 занятия "по настроению" погоды не сделают. С такими детьми на проработку каких-то функций могут уйти месяцы регулярных, систематических развивашек. Однако это того стоит, так как, повторюсь: сенсомоторный интеллект - это фундамент, на котором строится всё остальное развитие.

Навигация по каналу - мой небольшой вагон материалов по нарушениям развития и их преодолению.

Спасибо что читаете меня!

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше материалов по теме и от меня, и от других авторов :)