Довольно часто в прессе можно встретить поражающие воображение цифры колоссального зрительского успеха фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин».
На самом деле в советском кинопрокате 1926-1927 годов «Броненосец «Потемкин» собрал значительно меньше зрителей, чем приключенческая лента «Мисс Менд» и мистическая мелодрама «Медвежья свадьба».
Вот точные кинопрокатные данные за 1926-1927 годы, приведенные а раритетном издании (Криницкий А.И. Итоги строительства кино в СССР и задачи советской кинематографии // Пути кино. Первое Всесоюзное партийное совещание по кинематографии / под ред. Б.С. Ольхового. М.: Теа-кино-печать, 1929. С. 18):
«Броненосец Потемкин» в СССР просмотрен 2.100.000 зрителей; «Мисс Менд»—7.960.000; «Любовь втроем»—1.260.000 зрителей» (Криницкий, 1929: 18).
«Броненосец «Потемкин». СССР, 1925. Режиссер Сергей Эйзенштейн. Сценаристы Нина Агаджанова-Шутко, Сергей Эйзенштейн. Актеры: Александр Антонов, Владимир Барский, Григорий Александров, Иван Бобров и др. В массовом кинопрокате – с 18 января 1926. 2,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Мисс Менд. СССР, 1926. Режиссеры Борис Барнет, Фёдор Оцеп. Сценаристы: Борис Барнет, Фёдор Оцеп, Василий Сахновский (по романам М. Шагинян). Актеры: Борис Барнет, Наталья Глан, Игорь Ильинский, Иван Коваль-Самборский, Сергей Комаров, Таня Мухина, Владимир Фогель и др. В массовом кинопрокате – с 26 октября 1926. 8 млн. зрителей за первый год демонстрации (правда, можно предположить, что в источнике 1929 года приводится цифра по совокупности всех трех серий этого фильма).
Третья Мещанская / Любовь втроем. СССР, 1927. Режиссер Абрам Роом. Сценаристы Абрам Роом, Виктор Шкловский. Актеры: Николай Баталов, Людмила Семёнова, Владимир Фогель, Мария Яроцкая, Леонид Юренев и др. В массовом кинопрокате – с 15 марта 1927. 1,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.
К этому можно добавить, что по данным Р. Тейлора и А. Прохорова (Тейлор Р. Борис Шумяцкий и советское кино в 30-е годы: идеология как развлечение масс // Киноведческие записки. 1989. № 3. Прохоров А. Унаследованный дискурс: парадигмы сталинской культуры в литературе и кинематографе оттепели. СПб.: Академический проект – ДНК, 2007. С. 51) фильм К. Эггерта «Медвежья свадьба» (1925) за первый год кинопроката собрал аудиторию вдвое больше «Броненосца «Потемкина», то есть примерно 4 млн. зрителей.
Медвежья свадьба. СССР, 1925. Режиссеры Константин Эггерт, Владимир Гардин. Сценаристы: Георгий Гребнер, Анатолий Луначарский (по мотивам новеллы Проспера Мериме «Локис»). Актеры: Константин Эггерт, Вера Малиновская, Наталья Розенель, Александра Карцева, Юрий Завадский и др. В массовом кинопрокате – с 25 января 1926. 4 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Впрочем, ничего удивительного здесь нет – фильмы развлекательных жанров во многих случаях получают аудиторию, существенно превышающую аудиторию лент с идеологическим посылом…
P.S. Еще немного киностатистики:
Дукельский С.С. Докладная записка В.М. Молотову о работе Комитета по делам кинематографии при СНК СССР над историческими и историко-революционными темами от 15 апреля 1939 г.: число зрителей в советском кинопрокате: «Александр Невский» - 23 млн., «На границе» - 18 млн., «Человек с ружьем» - 17 млн., «Профессор Мамлок» - 16 млн., «Великое зарево» - 15 млн.
Александр Федоров, 2021
Все подробности здесь: Федоров А.В. Тысяча и один самый кассовый советский фильм: мнения кинокритиков и зрителей. 3-е издание: https://ifap.ru/library/book615.pdf