Речь пойдет вовсе не о "вьетнамках". Хотя, конечно, это первое, что приходит на ум.
До середины прошлого века вьетнамские крестьяне в основном обували... да ничего они не обували. Климат страны не тратить деньги на лишнюю пару обуви, в рисовых полях и во время рыбалки вполне можно было обойтись загрубевшей кожей ног. Да и деревенские дороги оставляли желать лучшего - никакая обувь долго не проживет. В городах по босым ногам можно было узнать человека, который занимается физическим трудом.
Но вот в праздничный день или по особому поводу можно было и обуться. Бамбуковые башмаки, плетеные тапочки или сандали с ремешками из ротанга - основная обувь, которую деревенские жители носили по особым случаям. Ее отличал немного загнутый носок, чтобы защитить ноги от пыли и грязи.
Горожане часто обували guoc moc - деревянные сабо на каблуках. Guoc moc можно было увидеть и на мужчинах, и на женщинах. По высоте каблука можно было понять примерный возраст хозяина. Мужские сабо обычно оставляли бесцветными, а женские покрывали красивым ярким орнаментом, чтобы подчеркнуть белизну кожи ног ее владелицы. Интересно, что guoc moc до сих пор вполне популярны. Их продают как в сувенирных лавках, так и просто в супермаркете. Пару раз я примеряла такие башмачки, но мне они показались крайне неудобными и тяжелыми.
В общем, как и сегодня, обувь вполне могла рассказать о благосостоянии человека. В Хюэ (древняя столица) носили башмаки, выкрашенные в один или два цвета. Такой аксессуар сообщал: эти ноги принадлежат знатной особе!
Мужские туфли из черной кожи чаще можно было увидеть на госслужащих во время командировки. Во военные годы, когда во Вьетнаме существовала карточная система, перед поездкой за границу, чиновник мог взять презентабельную пару обуви в долг, заполнив специальную квитанцию. Оставалось купить носки - и вот ты уже готов с гордостью представлять свою страну заграницей. Правда, по возвращению домой, туфли приходилось чистить и возвращать. В родной стране городские жители стали все чаще носить сандали на четырех ремешках, сделанные из старых автомобильных покрышек и камер. Для покупки такой обуви талоны не требовались, она была удобной, легкой и долговечной. Еще один плюс таких сандалий: их можно было надеть задом наперед без ущерба для удобства. Следы, оставляемые такими сандалиями, могли сбить с толку врага. А потому ее активно носили партизаны Вьетконга.
Интересно, что эту модель обуви, как и guoc moc, можно купить и сегодня. Ее название - сандали Хо Ши Мина. Кстати, на многочисленных памятниках Хо Ши Мин, действительно, обут именно в такую обувь.
Модницы того времени продолжали носить деревянные сабо, ремешки из которых тоже делали из автомобильных шин покрышек.
К моменту окончания войны в Ханой пришла новая мода. Нет, не на вьетнамки) Речь идет о пластиковых шлепанцах с отверстиями, напоминающими пчелиные соты. Их носили почти все горожане, лишь по случаю переобуваясь в более праздничные варианты. Такие шлепанцы до сих можно увидеть в отелях, да и на улицах тоже.
Но давайте поговорим о вьетнамках. Несмотря на то, что такой вид обуви считается традиционным для многих юго-восточных стран, первые вьетнамки мастерили себе еще египетские рабы. В ход шли любые подручные материалы. Само название "вьетнамки" появилось в середине прошлого века в СССР, когда удобные тапочки начали импортировать из дружественного Вьетнама.
Мы часто носим вьетнамки на босую ногу, но во Вьетнаме часто можно увидеть, что девушки надевают специальные носочки или даже колготки, с отдельным отделением для большого пальца. Вьетнамки - слишком открытая обувь, а значит, приходится дополнительно защищать ножки от солнца. Ведь, как и много лет назад, белоснежная кожа здесь все еще считается одним из основных стандартов красоты!