Найти тему
Сайт Авиационной Истории

Ту-104 для создания сверхзвукового пассажирского самолета

Сегодняшний рассказ будет об одном ведомственном Ту-104, который активно принимал участие в программе создания сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144, а именно его пилотажно-навигационного оборудования.

Ту-104 СССР-06195 в х/ф «Поэма о крыльях», 1979 год
Ту-104 СССР-06195 в х/ф «Поэма о крыльях», 1979 год

Самолет Ту-104Б СССР-06195 принадлежал ЖЛИиДБ КБ Туполева. Авиалайнер был выпущен в июне 1960 года Казанским авиазаводом, откуда был отправлен в Жуковский для нужд конструкторов его создавших. 13 июля 1962 года этот самолет был зарегистрирован в Государственном реестре ВС СССР, где ему был присвоен опознавательный знак СССР-06195. Изначально Ту-104 использовался, как транспортно-пассажирский. В дальнейшем во время программы по созданию самолета Ту-144, Ту-104Б СССР-06195 был переделан собственными силами в летающую лабораторию по отработке навигационного комплекса НК-144.

В 1974 году самолет был передан в ЛИИ им. Громова, где на нем продолжались испытания. В салоне Ту-104 была смонтирована приборная панель Ту-144 с пультами и приборами, входящими в состав навигационной системы НК-144. На самолете были проведены работы по доводке автоматической бортовой системы управления АБСУ-144 на начальном этапе ее проектирования.

Ту-104 СССР-06195 был задействован для подготовки и тренировки летчиков и штурманов для самолета Ту-144. Всего было подготовлено 18 человек из структур МАП и МГА. На данной летающей лаборатории были проведены Государственные испытания навигационной системы НК-144 на дозвуковых скоростях в полном объеме программы испытаний самолета Ту-144 по пилотажно-навигационному оборудованию. Видимо один из эпизодов испытаний попал в кадры легендарного кинофильма «Поэма о крыльях». В начале фильма величественно фигурирует Ту-104Б СССР-06195 (см. заглавную фотографию).

После проведения испытаний самолет остался без дел. Трагические катастрофы 1979 и 1981 годов оставили самолет на земле, определив его в калашный ряд, где он медленно разбирался. К 1992 году самолет представлял из себя жалкое зрелище на свалке в ЛИИ. В 1993–1995 годах самолет был окончательно разобран и сдан на металлолом.

Ту-104Б СССР-06195, Жуковский, ЛИИ им. Громова, 20 августа 1992 года © Валерий Третьяков
Ту-104Б СССР-06195, Жуковский, ЛИИ им. Громова, 20 августа 1992 года © Валерий Третьяков

Интересные факты:

1. Самолет не был списан, согласно Государственного реестра ВС СССР. Это связано с тем, что с 1974 года самолет эксплуатировался в так называемой «экспериментальной авиации».

2. Бортовой номер СССР-06195 не характерен для Ту-104. Диапазон 061** был выделен за ведомственной авиацией. Согласно тому, какие номера присваивались Ту-104, этому авиалайнеру должен был быть присвоен бортовой номер СССР-42484, который был отдан самолету Ту-16 з/н 62203208 Госкомгидромета СССР.

© Юрий Дорошенко