– Почему Богу раньше были нужны жертвоприношения, а потом стали не нужны?
Отец Андрей:
– Не в том смысле нужны они были Богу, что Он без них обойтись не мог, но люди чувствовали свою зависимость от Господа, вину перед Ним. А когда у человека есть чувство вины и зависимость перед кем-то, он хочет каким-то образом того умилостивить, отблагодарить.
Так родились жертвоприношения Богу. От чувства вины и зависимости. Потом добавились чувства благодарности, разные просьбы, обеты.
Но Господь Бог смотрит вначале на сердце приносящего, а уже потом – на приносимое. Потом мы уже читаем в Евангелие, как вдовица стоит у церковной сокровищницы и кладет туда две маленькие монетки. И Господь Иисус Христос говорит, что она положила больше. Нормативно, по калькуляции, многие положили больше, чем она, но они положили от избытка, а она – от сердца своего все, что имела.
Так люди приносили жертвы Богу. Они приносили везде и всюду. Приносили что-то чистое нежное. Приносили ягнят, голубей. Чистое и невинное. Никому не могло прийти в голову принести задушенную собаку на жертвенник.
Для того, чтобы евреи не соблазнялись жертвоприношениями окружающих народов, Господь дал им стройную систему жертвоприношений. Дал устав жертвоприношения Книга Левит, книга Чисел это подробно описывают.
Что должны были понимать люди при этом? Целый комплекс мыслей рождался. Представьте себе – вы согрешили. Например, дали ложную клятву. Пошли в суд и поклялись ложно, что будете говорить правду, но оклеветали человека. Человека посадили в тюрьму, а Вам теперь не спится и не естся. Что Вам надо делать? В категориях старого времени вам нужно пойти в храм и принести жертву за грех. Этой жертвой будет какое-то животное – невинное. И закон будет говорить следующее: вы согрешили, а убьют его. Вам будет еще стыднее. Прольется кровь невинного животного за ваши грехи, и получается, что этой крови Господу будет довольно. Не вашу кровь прольют, а этого ягненка. Однолетнего, без недостатков. Это милое ягнячье дитя зарежут за вас. За ваши грехи. А вы должны будете понимать что? Вы должны будете понимать – согрешил я, а умер – другой.
Но, когда Христос умер за всех, надо всем понять, что согрешили вы, – а умер Он. То есть, все эти ветхозаветные приношения шли в сторону Голгофы, в сторону крестной жертвы Иисуса Христа и потеряли всякий смысл после того, как Христос распялся на кресте.
Григорий Богослов сказал про Христа, умершего на кресте: «Он пролил там малые капли крови (если сравнивать с потоком кровей жертвенных животных), но эти малые капли крови, конечно, драгоценнее всей крови мира». Больше нет смысла приносить какую- нибудь кровь с тех пор, как пролилась кровь Христова.
До пришествия Христа в мир все жертвоприношения – символически, образно, указывали на Него. На Невинного Страдальца, который умрет за других. Он называется ягненком тоже. Агнец Божий. И когда уже все совершилось, Он Сам сказал на кресте – «свершилось». Теперь все уже. Теперь никаких петухов резать не нужно за свои грехи.
Никакого вола теперь рубать не нужно за свои грехи. Теперь кровь Христова омывает нас от всякого греха.