Великий русский художник Владимир Маковский очень любил писать острые социальные конфликты.
Из-под его пера вышло много интереснейших работ – о некоторых мы не раз писали на своем канале.
Сегодняшняя живописная драма особенно интересна, ведь она многогранна: тут и конфликт разных социальных слоев, и сложное материнское чувство.
Итак, богатая семья за завтраком в своем городском доме, уютный семейный сюжет нарушается вторжением крестьянки. Смысл произведения, в общем-то, понятен уже по названию «Две матери. Мать родная и приемная». И это тот случай, когда словосочетание «родная мать» скорее несет отторжение.
Приемная мать прижимает к себе мальчика – ребенок в шоке прильнул к женщине и с ужасом вглядывается в крестьянку, объявившую, что она пришла за своим ребенком. Она даже протягивает документ, подтверждающий свое право на это дитя.
С моральной точки зрения все обстоит иначе. Громогласная женщина в красном платке (почему-то видится она именно такой) в свое время отдала мальчугана в детский приют. Неизвестно, какие причины у нее на это были, однако непохоже, чтобы женщина испытывала раскаяние. Она и пришла-то вовсе не за ребенком.
Несмотря на ужас, написанный на лице приемной мамы, успевшей всем сердцем полюбить мальчика как родного, мы понимаем, что все закончится хорошо. Это понимает и отец семейства.
В отличие от супруги, мужчина не высказывает даже намека на тревогу или замешательство. Он степенно курит, кажется даже расслабленным, ведь знает, как решить возникшую проблему. Нерадивая мамаша пришла за деньгами. И откупиться от нее будет не проблема, главное сделать так, чтобы шантаж не повторился.
На угрозу отнять законного дитя герои картины реагируют по-разному – согласно общечеловеческим законам. Любая мать боится потерять свое ребенка, поэтому ее реакция молниеносная, инстинктивная. Мужчина к вопросу подходит разумно – все в комнате понимают, что этой крестьянке не нужен ее ребенок и пришла она не за ним, а за откупом. Взгляните, женщина даже не смотрит на ребенка.