Найти тему

Рассказ про Жучку или о том, что проще пареной репы

Оглавление
Читала ребенку Сказку про репку и буквально дар речи потеряла. Это одна из первых сказок, которую узнают малыши и запоминают на всю жизнь. Рассказывается она на автомате, и о смысле никто не задумывается. Но в тот раз я вдруг поняла, что все персонажи, кроме Жучки, безымянные. Дедка, бабка, внучка, кошка, мышка. Одной собачке выпала честь носить имя.

Может, для рифмы?

Иллюстрация из открытых источников
Иллюстрация из открытых источников

Это первое, что приходит в голову. Действительно: дедка рифмуется с бабкой, кошка с мышкой, а внучка, соответственно, с Жучкой. Сказка относится к так называемым цепочным, когда действие развивается постепенно, по цепочке, и перед каждым новым поворотом сюжета, весь ход событий повторяется. И тут без рифмы и ритма никак не обойтись, они нужны для удобства говорения.

Вы заметили уже, что все персонажи сказки состоят из двух слогов: от реп-ки до мыш-ки. Подобный фольклорный прием очень древний и нужен он для того, чтобы малые детки учились говорить.

Но это не объясняет вопрос, поставленный в начале. Почему только Жучка? Внучка же могла быть Машкой, кошка — Муркой, а дедка с бабкой — Кузьмичом и Петровной, например. Ведь они же пожилые, уважаемые люди.

Небольшое лирическое отступление про репку

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Главная героиня сказки — Репка. Brassica rapa по латыни — это одно из самых первых растений, которое было окультурено человеком. Произошло это больше 40 веков назад. Она была основным продуктом питания, тогда наши предки еще не знали про картошку.

Репа долго хранится, имеет в составе массу полезных веществ, питательна и помогает от многих болезней. На Руси была распространена повсюду, о ней даже есть упоминания в летописях. Но считалась она пищей бедняков. Неурожай репы грозил людям голодом. Вот почему именно этот овощ удостоился чести быть увековеченным в устном народном творчестве. Можно вспомнить еще выражения: «проще пареной репы» и «репу начистить», то есть дать по голове.

Самая большая репа, по данным книги рекордов Гиннеса, весом 33,1 кг выросла в 1768 году. Возможно, именно это событие и легло в основу сказочного сюжета.

Битва фольклора и советской власти: Луначарский против Афанасьева

Известный русский собиратель фольклора Александр Николаевич Афанасьев записывал сказки, пословицы и прибаутки и издавал их. Ему мы обязаны популяризацией произведений народного устного творчества, любимых с детства. Так вот в редакции Афанасьева репку тащила не Жучка, а сучка, то есть самка собаки. Слово «сука», употребленное по отношению к животным, является литературным, а использованное в качестве ругательства — нет.

Пришедшее к власти в начале 20 века советское правительство одну из важнейших задач видело в ликвидации культурной отсталости населения. Новая система управления культурой Наркомат просвещения под руководством А. В. Луначарского, литературного критика и публициста, посчитал употребление слова «сучка» в Сказке про репку неблагозвучным, несвойственным для рабоче-крестьянской души. И сучку по подобию переименовали в Жучку. Вот так просто одним росчерком пера решались судьбы улиц, городов, людей. Русская народная сказка просто под раздачу попала.

Так Жучка стала знаменитой

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Обычная собачья кличка Жучка происходит от слова «жук». Так называли маленькую черную дворовую собачонку. Еще у Пушкина находим: «Вот бегает дворовый мальчик, В салазки Жучку посадив…».

Но есть версия, что Жучка родственница француженки болонки Жужу. Так на смеси французского с нижегородским называли своих собачонок жеманные дамочки и носили их на руках вместо ридикюля. Связь надуманная и неправдоподобная.

Теперь все стало ясно, и все бы, как в сказке, заканчивалось хорошо, но остается открытым другой вопрос: а где в это время были родители внучки? Свои версии предлагайте в комментариях.