Опубликовано в журнале №2 2001 г.
Беседа Александра Томаса с директором Московского колледжа импровизационной музыки, заслуженным работником культуры России Юрием Павловичем Козыревым
А.Т. Юрий Павлович, известно, что искусство импровизации часто сравнивают (ассоциируют) с чем-то «ширпотребным». Каково Ваше мнение по этому поводу?
Ю.К. Это совершенно не профессиональная точка зрения! Беда, когда за преподавание импровизации берутся джазовые музыканты. Быть джазовым музыкантом и преподавать специфические для импровизатора предметы, такие как импровизационные сольфеджио, функциональная гармония и т.д. Наш выпускник может руководить ансамблем, быть мюзиклмейкером, аранжировщиком, Почему это делает наш колледж, а не делают заслуженные вузы? Опять-таки все сводится к тому, что нужно готовить Музыканта, а не просто, извините за выражение, клавишника.Опубликовано в журнале №2 2001 г.Беседа Александра Томаса с директором Московского колледжа импровизационной музыки, заслуженным работником культуры России Юрием Павловичем Козыревым
А.Т. Юрий Павлович, расскажите, пожалуйста, каково значение импровизации в развитии пианиста?
Ю.К. Я думаю, об этом нужно говорить гораздо шире. Аналогичный вопрос можно задать следующим образом: какова роль умения писать при сочинении романов, поэм и т.д. Хотя значение умения писать значительно шире, чем в литературной деятельности, это — одно и то же — умение излагать на бумаге свои собственные мысли. Вот и импровизация столь же необходима в музыкальном творчестве. Но когда я произношу слово «импровизация», я присовокупляю сюда слово «ремесло». Остальное — это от Бога. Но просто взять и грамотно нечто сыграть (пусть это и не имеет особой художественной ценности) должен уметь каждый музыкант! Это же потрясающий фундамент музыкальной культуры! Будем говорить прямо: масса людей не подозревает, насколько они талантливы, потому что у них нет способа это проверить. Они не владеют импровизацией. Им не дали такой инструмент в руки... Ведь, если никогда не давать человеку в руку лопату, он будет думать, что не умеет копать... Владение мастерством импровизации означает: а) умение свободно, грамотно, точно без всяких нот сыграть любую музыку, которую человек помнит; б) умение свободно, грамотно сыграть то, что он выдумывает в данный момент. Если представить себе, что все ученики ДМШ обладают вышеуказанными умениями, то интересно, во сколько возрастет количество тех, кто обнаружит, что он талантлив (или педагоги обнаружат, что он талантлив). Соответственно, возрастает уровень, так как возрастает фундамент. К сожалению, это до сих пор мало кто понимает... Все так закостенели в традиционной системе преподавания, что даже откровенно сопротивляются этим нововведениям!А.Т. Это даже на психике педагогов стало здорово отражаться!
Ю.К. Конечно! Я еще могу понять, когда педагогу говорят: чтобы преподавать ремесло импровизации, нужно пройти соответствующую переподготовку. Это другая специализация. Можно закончить консерваторию, но преподавать ремесло импровизации не сможешь, так как это — иная специфика. Этому необходимо учиться, чтобы пианист, закончив консерваторию, смог с достоинством сыграть простую детскую песенку без всяких нот. Иначе — грош тебе цена!А.Т. Но ведь именно так дело и обстоит в большинстве случаев...
Ю.К. Куда бы пианист не пришел, его спросят: «Где Вы учились? В консерватории? О, замечательно! Сыграйте что-нибудь...» А пианист не может сыграть то, что хочет, и даже не знает, что он может хотеть! Он задушен нотами! Пианист считает, что шаг вправо или влево — побег! Охрана стреляет без предупреждения... И не знает, что можно что-то самому придумать, что это не запрещается, что наоборот надо придумывать! Парадоксальная ситуация... В наш колледж приезжают со всей России — с дипломами и опытом работы. И самое трудное для этих слушателей — придумать что-то самому, решиться на это. Приучили людей: Нет нот — молчи!!!».
А.Т. Этот лозунг, увы, распространяется на всю систему ДМШ, и не только....
Ю.К. И когда педагогов переподготавливаешь, у них даже выражение лица меняется...
А.Т. Совершенно верно...
Ю.К. Человек, который избрал эту профессию, должен прекрасно разбираться в гармонии, мелодической фигурации, в форме, ритмике, в контрапункте, артикуляции, так как он — музыкант. А уже потом — пианист.
А.Т. Как во времена Баха, Моцарта, Гайдна, Бетховена, Шопена, Листа....
Ю.К. Именно так! Как во времена, которые канули, и эта культура оказалась утраченной.