Когда наши знакомые делают что-то, что нам не нравится, мы спешим поделиться своим мнением на этот счет. «На твоем месте я бы…», «Ты ошибаешься», «Это нужно делать по-другому». На первый взгляд, эти фразы различаются. По факту же все они декларируют наше неодобрение.
Предположу, что вы вовсе не хотели поссориться. Вам было важно, чтобы другой человек к вам прислушался. Однако подобными словами вы загнали его в оборонительную позицию. То есть вызвали эмоции и заставили оправдываться или, наоборот, нападать на вас. И пока эти эмоции не улягутся, вы не сможете наладить нормальный диалог. В итоге ваша цель – скорректировать поведение другого или дать совет – не достигнута.
Как же быть?
На этот случай есть универсальный прием. К сожалению, про него не все знают, даже в деловом общении. Прием называется: позитивная развивающая обратная связь.
Читайте также: Амортизируй это. Лучший прием для выхода из конфликта, который я знаю
Что это такое?
Обратная связь – это наша реакция на слова или поведение другого человека.
Позитивная – это такая обратная связь, которая поощряет желаемое поведение.
Развивающая – это такая обратная связь, которая показывает, над чем в поведении еще стоит поработать.
Как это работает?
Сначала мы говорим человеку, что нам понравилось в его поведении или словах, а затем – доброжелательно советуем, над чем еще стоит поработать. Если это входит в нашу область ответственности – то предлагаем свою помощь.
Читайте также: Как сохранить мир в семье, если партнер стал раздражать
Пример
Супруг позабыл купить в магазине самое важное – молоко на завтрак.
Позитивная развивающая обратная связь: «Дорогой, спасибо, что купил хлеба и овощей. Я как раз делаю овощной салат на ужин. Как жаль, что ты не купил молока на завтрак, я не смогу сварить кашу. Я бы хотела, чтобы ты не забывал про завтрак, когда ты ходишь в магазин. Может быть, я буду скидывать тебе смс со списком покупок?»
Позитивная развивающая обратная связь работает даже там, где, казалось бы, сложно усмотреть позитивный момент.
Читайте также: Рождается ли в споре истина? О чем мы спорим на самом деле
Пример
Василий опоздал на работу и не предупредил об этом. Выяснилось, что он попал в пробку.
Позитивная развивающая обратная связь: «Вася, хорошо, что ты приехал на работу. У нас сегодня много дел, и твоя помощь будет очень нужна. Ты знаешь, что многие задачи привязаны ко времени, поэтому я бы хотел, чтобы ты предупреждал меня о твоем отсутствии заранее. В случае непредвиденных обстоятельств важно, чтобы ты сразу же сообщал мне о них».
Позитивную развивающую обратную связь можно использовать как со взрослыми, так и с детьми. Тогда она будет выполнять еще и воспитательную функцию.
Пример
Ребенок не подготовился к уроку и получил плохую отметку.
Позитивная развивающая обратная связь: «Хорошо, что ты признался учителю в том, что ты не готов к уроку. Быть честным очень важно. При этом также важно быть ответственным, то есть осознавать последствия своих поступков. Я бы хотел, чтобы ты более ответственно подходил к своей учебе».
Дальше можно попросить ребенка самого рассказать, как скажутся на нем плохие оценки, и что он планирует с этим делать.
Помните, что, загоняя человека в угол и заставляя его оправдываться, мы только ухудшаем наши отношения. Лучший способ взаимодействия с другими в большинстве случаев – это добро и позитив.
Александр Гросс
#психология #психология общения #психология коммуникации #правила общения #коммуникация #обратная связь #позитивная обратная связь #конфликт #конфликтология #приемы психологии