Третье сентября у каждого своё. 56 лет назад "Мохеровый Сэм" в исполнении Чарли Рича просочился в американские хит-парады. Так и не дотянув до первого места, эта вещь стала одним из музыкальных символов, как тогда писали у нас, "жизни, лишенной условностей".
Каждый, кто улавливал интонацию и ритм этой стильной композиции Далласа Фрейзера, мог позволить себе две минуты раскрепощения, ощутить себя уездным щеголем американского типа, побывав в мохеровой шкуре типичного "Сэма", чьи пижонские замашки и атрибуты описаны в тексте песни сатирически, но очень точно.
Для советского человека мохер был таким же фетишем, что и кримплен, а позднее, джинсовая ткань, каждый клочок которой тратился на изготовление какого-нибудь аксессуара. За фирменным мохером охотились десятилетиями. В культовой песне Игоря Эренбурга "молодой повеса" шантажирует завмага Дядю Моню, вымогая дефицит, в котором "мохер" занимает третье место после "финского костюма" и "плаща-болонья".
Лично мне за фирменный мохеровый шарф совали пять сотен в 77-м - фантастическую по тем понятиям сумму.
Дело в том, что такой шарф считался неотъемлемой частью униформы приблатненного персонажа наряду с кожаным пальто, рыжей печаткой и ондатрой на голове. И, наверняка, где-то промышлял фарцовщик по кличке "Мохеровый Сеня" - советский тёзка заокеанского плейбоя.
Здесь пора разобраться с тем, что собой представляет "Сэм", о котором поет Чарли Рич. Несмотря на слово "хиппи" в первой строке, перед нами скорее традиционный сердцеед в черных очках и бакенбардах, далекий от радикальных молодежных течений.
Наряду с образцовой лирикой, Далласу Фрейзеру удавались карикатурные образы, похожие на карикатуры в "Крокодиле" и сюжеты "Фитиля".
Поэтому песня так хорошо получилась у Тома Джонса - фаворита зрелых дамочек, а не тинейджеров.
Мохеровый Сэм - мускулистый "мэн" с прической под Бельмондо и с кулончиком на шее. Среди двух известных мне пародий одна высмеивает No Hair Sam - то есть, "Сёму Лысого". Сразу вспоминается паричковый Остап в безошибочном исполнении Гомиашвили у Гайдая - тяжело нагримированный, пожилой актер, говорящий голосом Юрия Саранцева.
Роскошный седины Чарли Рича, за которые его прозвали Silver Fox, тоже походили на парик, но это были натуральные волосы.
Пианист, шоумен и вокалист, Чарли Рич был идеален от природы. Mohair Sam, пожалуй, самая популярная из трех его основных песен 60-х.
Don't Put No Headstone On My Grave чересчур мрачна, а Lonely Weekends слишком "кантри". Достоинства обеих песен натуральны, но выигрывает карикатурный "Сэм".
Второй пародией на "Сэма" можно считать фараоновский "Фантом", весьма популярный у наших радио-хулиганов. Был такой аналог "пиратского радио", пока за него не взялись в начале 70-х.
Собственно там я и услышал The Phantom, когда любая пластинка Sam The Sham & The Pharaohs успела стать недосягаемой редкостью - старики не отдавали, а молодежь уже не знала, да и не хотела знать, как звучат легендарные "Фараоны".
Брался ли за "Сэма из мохера" Элвис Пресли, об этом нам неизвестно. Чарли Рич был его давним знакомым по студии Sun в Мемфисе, и Big Boss Man, скорей всего, попал в репертуар Короля с подачи "Серебристого Лиса" по имени Чарли. Но в некоторых второстепенных песнях Элвиса той поры можно заметить мохеровый оттенок. Например, в недооцененной современниками "Ночной жизни".
Очень качественно, не перегибая палки, прошлась по "Мохеровому Сэму" неповторимая мисс Пегги Ли, включив модную вещицу в один из лучших своих альбомов Guitar A La Lee.
В общем - у каждого своё третье сентября.