Найти тему

Голландская авиация во Второй Мировой войне: был ли у неё шанс?

Голландская авиация представляет, конечно, большой интерес, но точно не пример для подражания. Судите сами.

Речь пойдёт об авиации в самих Нидерландах. В Голландской Ост-Индии была своя авиация и она сильно отличалась.

Для начала посмотрим боевой и численный состав.

В 1940 году в подчинении командования ПВО (Commando Luchtverdeding), к которому относилась авиация, был 1-й авиационный полк (Luchtvaart Regiment). В его составе две авиагруппы.

В 1-й группе разведывательная (StratVerVA — Strategische Verkenningsvliegtuig Afdeeling) и бомбардировочная (BomVA — Bombardeervliegtuig Afdeeling) эскадрильи. На вооружении первой было 10 разведчиков Fokker C.X, на вооружении второй 9 бомбардировщиков Fokker T.V

В составе 2-й группы четыре истребительных эскадрильи (JaVA = Jachtvliegtuig Afdeeling), на вооружении 1-й и 2-й было 11 и 9 истребителей Fokker D.XXI, на вооружении 3-й и 4-й тяжелые истребители-штурмовики Fokker G.IA (11 и 12).

В подчинении командования полевой армии был 2-й авиационный полк. В составе полка четыре разведывательных эскадрильи. В 1-й эскадрильи — 1 Fokker C.X, 4 Fokker C.V и 4 Koolhoven FK.51, во 2-й эскадрильи — 7 Fokker C.V и 5 Koolhoven FK.51, в 3-й — 9 Fokker C.V и 4 Koolhoven FK.51, в 4-й — 7 Fokker C.V и 3 Koolhoven FK.51. В 5-й истребительной эскадрильи было 9 истребителей Fokker D.XXI и 11 штурмовиков Douglas 8A-3N.

Всего в боевых частях набирается 29 истребителей, 23 тяжелых истребителя-штурмовика, 11 штурмовиков, 9 бомбардировщиков и 39 разведчиков-бомбардировщиков.

В школа и запасных частях находилось ещё некоторое количество боевых самолётов, в частности 7 истребителей Fokker D.XVII, которые тоже использовались в военных действиях.

В составе морской авиации было 8 поплавковых торпедоносцев Fokker T.VIII, 24 многоцелевых поплавковых самолётов Fokker C.XIV-W, 9 поплавковых разведчиков Fokker C.VIII-W и 1 Fokker C.XI-W. Морская авиация в боевых действиях почти не принимала участия.

-2

Теперь давайте посмотрим матчасть.

Истребитель Fokker D.XXI. Самолёт создан в 1936 году, экспортировался в разные страны, где воевал в начальный период Второй Мировой войны. В Нидерландах в мае 1940 года имелось 36 истребителей, из которых боеготовых 29 или 28.

Истребитель Fokker D.XXI. Экипаж — 1 чел., скорость — 460 км/час, дальность полёта — 930 км, максимальный потолок — 11350 м, вооружение — 4 пулемёта.
Истребитель Fokker D.XXI. Экипаж — 1 чел., скорость — 460 км/час, дальность полёта — 930 км, максимальный потолок — 11350 м, вооружение — 4 пулемёта.

Истребитель Fokker D.XVII. Самолёт создан в 1932 году, из первой линии был выведен к 1940 году, но оставалось ещё 7 исправных машин. Их использовали как истребители сопровождения и лёгкие штурмовики. Все были уничтожены на земле или в воздушных боях, причём два сбили свои же зенитчики. Последний самолёт подорвали сами лётчики.

Истребитель Fokker D.XVII. Экипаж — 1 чел., скорость — 356км/час, дальность полёта — 600 км, максимальный потолок — 9200 м, вооружение — 2 пулемёта.
Истребитель Fokker D.XVII. Экипаж — 1 чел., скорость — 356км/час, дальность полёта — 600 км, максимальный потолок — 9200 м, вооружение — 2 пулемёта.

Тяжелый истребитель-штурмовик Fokker G.IA. Создан в 1937 году. Самолёт был заказан несколькими странами (в том числе и для лицензионной постройки), но никуда не успел попасть. Для голландской авиации было заказано 36 самолётов, построить успели до мая 1940 только 26, из которых 23 боеспособных. Имелось ещё 5 недостроенных самолётов G.1B для экспорта в Испанию, ещё и 10 G.IA находились на заводе без вооружения. В ходе боевых действий самолёт себя показал хорошо, но большая часть была сбита, исправных или повреждённых осталось 6-7.

Тяжелый истребитель-штурмовик Fokker G.IA. Экипаж — 2 чел., скорость — 475 км/час, дальность полёта — 1510 км, максимальный потолок — 10000 м, вооружение — 9 пулемётов (8 вперёд и 1 назад), до 400 кг бомб.
Тяжелый истребитель-штурмовик Fokker G.IA. Экипаж — 2 чел., скорость — 475 км/час, дальность полёта — 1510 км, максимальный потолок — 10000 м, вооружение — 9 пулемётов (8 вперёд и 1 назад), до 400 кг бомб.

Штурмовик-разведчик Douglas 8A-3N (часто пишут Northrop, поскольку изначально самолёт создан этой фирмой, которую потом поглотил Douglas). Создан в 1934 году, в 1939 году 18 самолётов были поставлены в Нидерланды. В голландской авиации они считались двухместными истребителями, поскольку к ним не оказалось бомб. 10 мая 1940 года в строю было 12 машин, из которых одну накрыли сразу бомбами, семь сбиты в воздушном бою, остальные уничтожены сразу после посадки.

Штурмовик-разведчик Douglas 8A-3N. Экипаж — 2 чел., скорость — 416 км/час, дальность полёта — 2000 км, максимальный потолок — 5915 м, вооружение — 5 пулемётов и 600 кг бомб.
Штурмовик-разведчик Douglas 8A-3N. Экипаж — 2 чел., скорость — 416 км/час, дальность полёта — 2000 км, максимальный потолок — 5915 м, вооружение — 5 пулемётов и 600 кг бомб.

Средний бомбардировщик Fokker T.V. Создавался с 1937 года, как воздушный крейсер — самолёт для сопровождения тяжёлых и средних дальних бомбардировщиков (которых в самой Голландии не было). Построено было (уже в варианте бомбардировщика) 16 самолётов, из которых только 9 были боеготовыми, остальные так и не использовались.

Средний бомбардировщик Fokker T.V. Экипаж — 5 чел., скорость — 417 км/час, дальность полёта — 1550 км, максимальный потолок — 8000 м, вооружение — 1 20-мм пушка и 5 пулемётов, до 1200 кг бомб.
Средний бомбардировщик Fokker T.V. Экипаж — 5 чел., скорость — 417 км/час, дальность полёта — 1550 км, максимальный потолок — 8000 м, вооружение — 1 20-мм пушка и 5 пулемётов, до 1200 кг бомб.

Разведчик и лёгкий бомбардировщик Fokker C.V. Самолёт был создан ещё в 1924 году. Состояли на вооружении очень многих стран и принимал участия практически во всех военных конфликтах между мировыми войнами. К маю 1940 в составе голландской авиации имелось ещё 34 таких самолёта, из которых 20 были потеряны. Их пытались использовать как дневные бомбардировщики и штурмовики, что оказалось равносильно самоубийству.

Бомбардировщик-разведчик Fokker C.V. Экипаж — 2 чел., скорость — 250 км/час, дальность полёта — 800 км, максимальный потолок — 6500 м, вооружение — 3 пулемёта (два вперёд и один назад), до 200 кг бомб калибром до 50 кг.
Бомбардировщик-разведчик Fokker C.V. Экипаж — 2 чел., скорость — 250 км/час, дальность полёта — 800 км, максимальный потолок — 6500 м, вооружение — 3 пулемёта (два вперёд и один назад), до 200 кг бомб калибром до 50 кг.

Разведчик и лёгкий бомбардировщик Fokker C.X. Самолёт создан в 1934 году, для голландской авиации в метрополии было построено 20 самолетов, из которых 10 были боеспособны в мае 1940 года. Из них 5 были уничтожены.

Бомбардировщик-разведчик Fokker C.X. Экипаж — 2 чел., скорость — 316 км/час, дальность полёта — 830 км, максимальный потолок — 8300 м, вооружение — 2 пулемёта и до 400 кг бомб.
Бомбардировщик-разведчик Fokker C.X. Экипаж — 2 чел., скорость — 316 км/час, дальность полёта — 830 км, максимальный потолок — 8300 м, вооружение — 2 пулемёта и до 400 кг бомб.

Учебно-тренировочный самолёт Koolhoven FK.51. Несколько таких самолётов состояли в составе разведывательных эскадрилий, для подготовки лётного состава. Самолёт был невооруженным, хотя на экспортных машинах, поставляемых в Испанию, ставилось по два пулемёта. Судя по найденным мною упоминаниям, пока «Фоккеры» разведывательных эскадрилий применялись как лёгкие бомбардировщики, «Коолховены» использовали для разведки.

Учебно-тренировочный самолёт Koolhoven FK.51. Экипаж — 2 чел., скорость — 235 км/час, дальность полёта — 730 км, максимальный потолок — 5600 м, вооружение — ?.
Учебно-тренировочный самолёт Koolhoven FK.51. Экипаж — 2 чел., скорость — 235 км/час, дальность полёта — 730 км, максимальный потолок — 5600 м, вооружение — ?.

Поплавковый торпедоносец Fokker T.VIII. Создан в 1939 году для Голландской Ост-Индии, но самолёты туда не попали. Общий заказ включал 36 самолётов, но в мае 1940 года было готовых 8, минимум столько же находились в разных стадиях постройки. Ещё два самолета было получено с завода 12 мая. Торпедоносцы в боевых действиях участия практически не принимали и перелетели в Англию. Часть недостроенных потом доделали уже при немцах.

Поплавковый торпедоносец Fokker T.VIII. Экипаж — 3 чел., скорость — 285 км/час, дальность полёта — 2750 км, максимальный потолок — 6800 м, вооружение — 2 пулемёта, 605 кг бомб или торпеда.
Поплавковый торпедоносец Fokker T.VIII. Экипаж — 3 чел., скорость — 285 км/час, дальность полёта — 2750 км, максимальный потолок — 6800 м, вооружение — 2 пулемёта, 605 кг бомб или торпеда.

Многоцелевой поплавковый самолёт Fokker C.XIV-W. Создан в 1937 году, использовался в 1940 году как учебно-тренировочный, но привлекался к патрулированию. Всего было 24 самолёта из которых 12 затем перелетели в Англию.

Многоцелевой поплавковый самолёт Fokker C.XIV-W. Экипаж — 2 чел., скорость — 230 км/час, дальность полёта — 950 км, максимальный потолок — 4800 м, вооружение — 2 пулемёта.
Многоцелевой поплавковый самолёт Fokker C.XIV-W. Экипаж — 2 чел., скорость — 230 км/час, дальность полёта — 950 км, максимальный потолок — 4800 м, вооружение — 2 пулемёта.

Поплавковый торпедоносец Fokker C.VIII-W. Создан в 1930 году, до мая 1940 дожили все 9 построенных самолётов. Как торпедоносец его не использовали, применяли только в качестве разведчика. Немцы сбили в боях 4 «Фоккера», ещё 5 было уничтожено при попытке улететь в Англию.

Лёгкий поплавковый торпедоносец Fokker C.VIII-W. Экипаж — 3 чел., скорость — 195 км/час, дальность полёта — 900 км, максимальный потолок — 4300 м, вооружение — 2 пулемёта, торпеда или 700 кг бомб.
Лёгкий поплавковый торпедоносец Fokker C.VIII-W. Экипаж — 3 чел., скорость — 195 км/час, дальность полёта — 900 км, максимальный потолок — 4300 м, вооружение — 2 пулемёта, торпеда или 700 кг бомб.

Также имелся один поплавковый разведчик Fokker C.XI-W (остальные находились в Голландской Ост-Индии). Он также перелетел в Англию.

Поплавковый разведчик Fokker C.XI-W. Экипаж — 2 чел., скорость — 280 км/час, дальность полёта — 730 км, максимальный потолок — 6400 м, вооружение — 2 пулемёта.
Поплавковый разведчик Fokker C.XI-W. Экипаж — 2 чел., скорость — 280 км/час, дальность полёта — 730 км, максимальный потолок — 6400 м, вооружение — 2 пулемёта.

Думаю, не стоит подсказывать, сами видите, что голландская авиация явно нуждалась в более современных самолётах. Собственно, и в Нидерландах это понимали. В Германии у фирмы «Дорнье» было заказано 24 бомбардировщика. Правда, в разных источниках указывают разные модели этих самолётов.

Впрочем, это не мешало разрабатывать и свои самолёты. Так испытания в 1940 году проходил бомбардировщик-торпедоносец Fokker T.IX:

-15

Тогда же испытывался средний бомбардировщик Koolhoven FK.50B.

-16

Ещё в конце 1939 года было заказано 36 разведчиков-бомбардировщиков Koolhoven FK.52 для замены в войсках самолетов Fokker C.X. Эти машины уже производились на экспорт, так что проблем с их производством не было. Но до мая 1940 года новые разведчики на вооружение не поступили.

-17

Голландские ВВС так и не дождались нового истребителя Koolhoven FK.58. Работа над ним затянулась, и всё бы ничего, да вот Франция не только заказала 50 таких истребителей, но и начала их получать.

-18

В 1940 году проходил испытания весьма необычный истребитель Fokker D.XXIII. Он имели тянущий и толкающий винты. Едва ли его бы приняли на вооружение, но в любом случае он был не готов. Опытный образец бы уничтожен на заводе во время вторжения немцев.

-19

Но это всё представляет интерес в ситуации «если бы», для реальной же истории есть поражение Нидерландов в короткой войне. И то, что в воздухе оно было неминуемо, думаю, теперь вы не сомневаетесь.

Все материалы, связанные с голландской армией этого периода, с тегом #Голландия1940

-20

Хочу напомнить тем, кто ещё не приобрёл, что у меня недавно вышла книга «Мифы и факты Великой Отечественной войны». Существует она только в электронном виде, посмотреть и приобрести можно тут.

Также, тем кто не читал, рекомендую мой роман в жанре альтернативной истории, «Освобождение-2».