Сериал «Ведьма», в котором попытались смешать мелодраму, мистику и комедию, показывали летом 2019 года на канале Россия-1. Это адаптация украинского проекта 2016 года, в которой полностью скопирован сюжет: в каком-то странном, отрезанном от большого мира селе парень-кузнец спасает загадочную утопленницу. Она утратила память, а местные жители, учуяв, что с девушкой что-то не так, теряются в догадках, чего от нее ждать, добра или зла.
Однако сюжет развивается очень вяло — зритель долго вынужден наблюдать, как лубочные селяне судачат о пришелице Наде (Анастасия Стежко), местная девушка давно сохнет по кузнецу, а он между тем предсказуемо привязывается к Наде. И целую треть сериала сложно определить, какой это жанр. Юмор чересчур вычурный и недобрый для комедии и грубоватый для сатиры, вставки с потугой на мистику неубедительны, а мелодрама затянутая и скучная. В общем, авторы пытались усидеть на трех стульях и результат вышел закономерным.
Более-менее заслуживает внимания именно юмор, с которым показана деревенская жизнь. Надеюсь, что авторы не всерьез верят, что сельские люди действительно таковы. Ну допустим, что где-то в России люди все еще с тревогой смотрят на мобильный телефон, а старомодный фотоаппарат считают инструментом волшебника. Но верить, что «звезды прикручены к небу»? Считать, что «в городе все красивые, может едят чего», и за это ненавидеть поголовно всех горожан и прочих чужаков? Помнить традицию мазать ведьм смолой и вываливать в перьях? В конце концов, выглядеть так нелепо, как показанные здесь алкаши и шпана?
Впрочем, картинки деревенской жизни порой выглядят забавно и даже симпатично, но сериал-то был заявлен как «остросюжетная мелодрама». Есть неплохие шутки, когда одна горе-интриганка просит другую сочинить анонимное письмо, - «диктуй, ты врешь лучше». Местный молодой простачок и селяне старшего возраста (Елена Дробышева и Борис Смолкин) тоже вышли хоть и не совсем реалистичными, но фактурными. Интересны кое-какие детали провинциального антуража — инвентарь самой колдуньи, посуда из прошлого века, горшки и кувшины на заборах, букеты из луговых цветов. Если это некая символичность и утрированность, а не попытка «в серьезность», то лично я не вижу в ней ничего плохого.
Но вот сами деревенские люди явно высмеиваются — может быть, это заимствовано из украинской версии, а может быть, уже чисто наш вклад. Герои прямо-таки упиваются своей отстраненностью от больших городов, непохожестью на тамошний народ и верой, в которой смешались все существующие языческие дикости. Поэтому у них нет будущего, нет смысла бояться ведьм и демонов и верить в светлые силы — они сами погубят себя. Но в таком случае село не может выглядеть так пасторально: его стоило бы показать запущенным и населенным любителями попоек и драк. Если бы «Ведьма» была хоть чуточку похожа на социальную драму в стиле «Олеси» Куприна, или любовную историю, напоминающую уральские сказы Бажова про честного мастера и роковую колдунью, благодушную комедию или жесткую сатиру, - это мог быть качественный и интересный проект. А так получился просто типичный продукт канала «Россия-1» с жидкой примесью фольклора.