Найти тему
Секреты Старого Китая

Военная организация эпохи Чжоу. Часть I.

Объектом нападения для армий являются те, кто ... проявляет своеволие, распущенность и непочтительность, потому против них и действуют [силой] оружия. ... Я слышал, говорят, что военную силу нельзя показывать, а гражданские добродетели нельзя скрывать. Показ военной силы лишает авторитета, а сокрытие гражданских добродетелей не позволяет [им] воссиять.
Здесь и далее по изданию: «Го юй» («Речи царств» в пер. В. С. Таскина). М. Наука. 1987

По просьбам читателей будем рассказывать про военную организацию различных эпох Старого Китая. Как и на Западе, новая тактика и стратегия порождало новое защитное и атакующее снаряжение, а заодно и новые рода войск, которые в свою очередь меняли тактику и стратегию. Многие процессы были идентичны происходящему в прочих развитых государствах Древнего Мира, хотя и не без своей уникальной специфики. Вот китайская обычно и не очень знакома западному читателю. Попытаемся в этом цикле статей это хоть немного исправить. Отталкиваться будем от китайского же издания «Военная история Китая», если кому интересно за источники.

Реконструкция воинов эпохи Восточное Чжоу:1) - воевода (将军 jiāngjūn), 2) - стрелок из самострела (弩手 nǔshǒu), 3) - мечник(剑手 jiànshǒu).
Реконструкция воинов эпохи Восточное Чжоу:1) - воевода (将军 jiāngjūn), 2) - стрелок из самострела (弩手 nǔshǒu), 3) - мечник(剑手 jiànshǒu).

Для победы достаточно и одного условия, того же, кто, обладая пятью условиями для победы, избегает нападать на врага, у которого пять причин для поражения, нельзя считать за человека.

Основа армии любой эпохи - ее организационная структура, вот сегодня немного попробуем поговорить об этом применительно к эпохе Чжоу ( 周朝 Zhōu Cháo, 1045 - 221 г. до н. э.). Эпоха традиционно подразделяется на два периода, которые легко запомнить по географическому признаку:

  • Западное Чжоу (1027 - 771 г. до н.э.) со столицей в Фэнхао на Западе страны;
  • Восточное Чжоу (770 - 256 г. до н. э.), когда столица была в Лои на Востоке государства.

При этом эпоха Восточного Чжоу, очень важная в рамках изучения военного дела Древнего Китая, тоже разделена на два периода:

  • период Вёсны и Осени (771-476 до н. э.), названный так по одноименному названию летописи того времени, авторство традиционно приписывают известному всем Конфуцию;
  • период Воюющих царств (480 - 221 год до н. э.), про этот период читаем в поздней хронике "Стратегии Сражающихся царств" (战国策 Zhàn Guó Cè).

Кому эта тема не очень интересна и хочется больше узнать про оружие той поры, то об этом мы уже говорили в предыдущих частях, начало тут: «Армии Поднебесной. Несколько слов про воинство Западного Чжоу. Вводная часть».

Реконструкция копейщика времен Восточного Чжоу. О доспехах и снаряжении будет отдельная статья.
Реконструкция копейщика времен Восточного Чжоу. О доспехах и снаряжении будет отдельная статья.
Во время войны самое лучшее — стремиться к полному уничтожению врага, а во время мира самое лучшее — следовать долгу. Поэтому, командуя войсками, необходимо проявлять смелость и решительность, а занимаясь делами при дворе — соблюдать порядок, это и приводит к успеху в делах.

Основой военной организации, базовой военной единицей было в ту давнюю пору подразделение-ши (師 shī или друге написание 𠂤), которое формально должно было состоять из пяти отрядов-люй (旅 lǚ) обычно в пять сотен каждый. Однако, во факту оценки численности одного ши колеблются от 3000 до 10 000 человек. В отличие от предыдущей эпохи Шан (1554 -1046 год до н.э.), это была армия уже гораздо более значительного размера. Современные исследователи считают, что это было вынужденной мерой по усилению власти центрального правительства над региональными правителями-чжухоу (諸侯 zhūhóu). Менее могущественные вассальные князья не имели собственных армий, а имели только охранные отряды-вэй (衛 wèi), которые использовались для поддержки более могущественных правителей в случае необходимости. Более мелкие региональные княжества, возможно даже не располагали охранными подразделениями, но вынуждены были прибегать к рекрутской повинности-фу ( 賦 fù), когда возникал военный конфликт. Более мелкие правители создавали вспомогательные войска для поддержки более могущественных князей, и даже самые могущественные из региональных правителей имели лишь право только помогать Сыну Неба, но не у них не было права вести войну от своего имени. Меньшие контингенты для местной обороны, очевидно, существовали в региональных уделах, но номинально они находились под командованием Сына Неба.

Реконструкция легкой пехоты с клевцом-гэ периода Вёсны и Осени (771-476 до н. э.)
Реконструкция легкой пехоты с клевцом-гэ периода Вёсны и Осени (771-476 до н. э.)
Воины легкомысленны и своевольны. Легкомыслие говорит о плохо разработанных планах, своеволие указывает на несоблюдение правил поведения. Несоблюдение правил поведения ведет к небрежности, а плохо разработанные планы — к собственной гибели. В труднопроходимой местности они, столь небрежные, разве смогут избежать поражения?

Согласно системе, принятой в эпоху Чжоу, Сын Неба располагал шестью ши, именовавшимися западными (西 六 師 xīliùshī), а наиболее крупные из удельных князей-чжухоу только тремя. Так же есть упоминания о восьми подразделениях области Инь (殷 八 師) и восьми подразделениях Чэнчжоу (成 周 八 師). По одной из версий речь идет о гарнизоне в последней резиденции Инь, а другие восемь располагались в восточной столице Чэнчжоу (сегодня территория города Лоян, пр. Хэнань). Другая точка зрения рассматривает подразделения Инь и Чэнчжоу как одни и те же подразделения, что дает в итоге большую разницу в численности общей армии.

При этом до нас дошло очень подробное описание организационной структуры вооруженных сил страны:

Сын Неба создает войска, а гуны возглавляют их, чтобы совершать карательные походы против лишенных добродетелей. Правители крупных владений создают войска, а сановники возглавляют их, чтобы помогать Сыну Неба [в карательных походах против лишенных добродетелей]. Правители владений, носящие титул хоу, имеют сановников, но не имеют [трех] армий, поэтому сановники возглавляют воинов, обученных для охраны, чтобы помогать правителям крупных владений. Правители владений, начиная от носящих титулы бо, цзы и нань, имеют дафу, но не имеют сановников, поэтому дафу возглавляют [военные колесницы и латников], набранных за счет военных налогов и следуют за правителями владений, носящими титул хоу. Благодаря такой системе высшие могут предпринимать карательные походы против низших, а среди низших нет вероломных злодеев.

В оригинале как раз речь идет именно о формировании ши (первое предложение: 天子作師, 公帥之以征不德, где гуны - это удельные князья-чжухоу, считающиеся вассалами Сына Неба).

Копейщики времен Восточной Чжоу.
Копейщики времен Восточной Чжоу.
... я совершил три выдающихся подвига: проявил смелость, соблюдал при этом правила поведения, не забывал и о человеколюбии. Я три раза отгонял чуских воинов, что указывает на смелость; сталкиваясь с их правителем, непременно спрыгивал с колесницы и спешил к нему навстречу, что указывает на соблюдение правил поведения; мог захватить в плен правителя владения Чжэн, но отпустил его, что указывает на человеколюбие.

Самыми маленькими отрядами сначала были отряды из десяти человек ( 什 shí), которыми командовали десятники-шичжан ( 什長 shízhǎng), которые образовывали сотни-байфу (百 夫 bǎifū) во главе с сотниками-байфучжан (百夫長 bǎifūzhǎng), из них формировались отряды в 1000 человек-цяньфу (千夫 qianfū) с тысячниками (千夫長 qianfūzhǎng) в главе. Однако в годы позднего Западного Чжоу эта система претерпела серьезные преобразования.

При это существовали и элитные войска. Сына Неба охраняли гвардейцы, «храбрые как тигры» (虎贲氏 hǔbēnshì или 虎 士 hǔshì, воины-тигры). Их численность варьируется от 800 до 3000 бойцов. Личная охрана удельных правителей именовались «сверкающими» (旅 賁 lüben).

-6

Что показательно, обычно армии той поры использовались... для внутренних задач, в основном для «наказания» непослушных чжухоу или племен. Командование армией доверяли вассалу-гуну, передав ему лук и стрелы (弓矢 gōng shǐ) или церемониальный топор (斧 鉞 fǔyuè). Центральное командование номинально было у Сына Неба, но его обычно замещал в этих делах специальный чиновник, отвечающий за вооруженные силы (大 司馬 dàsīmǎ), буквально «великий командующий скакунами». В Шаншу, «Книге документов», такой воевода упоминается как практически «правая рука» Сына Неба.

Сегодня уже поздно, продолжение будет потом, ибо завтра у нас самый насыщенный тренировочный день - от тренировки с традиционным древковым и клинковым оружием до традиционной атлетики Цин под руководством Ильи Профатилова. Так что допишу чуть позже.

P.S. Про клевец-гэ и технику работы с ним можно прочитать тут.

Дм. Моисеев, питерская осень..