Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

Советский федерализм: бомба замедленного действия

Также, как и процедура выборов, суверенитет республик долгое время был фикцией. Все органы власти во всех союзных республиках находились под полным контролем партии. Формально, все советские конституции (1924 года, 1936 года и 1977 года) даровали широчайшие права союзным республикам. Статья 76 Конституции СССР 1977 года провозглашала: «Союзная республика – суверенное советское социалистическое государство…», исходя из этого положения, каждая республика СССР обладала всеми необходимыми атрибутами государства: герб, флаг, гимн (можете погуглить гимны советских республик, все об одном, но звучат по-разному), каждая республика имела свою собственную конституцию (которые, конечно, были калькой с общесоюзной конституции), свой Верховный Совет, своё правительство. А статья 72 (всё той же Конституции 1977 года) закрепляла беспрецедентное право «свободного выхода из СССР». Это право было закреплено ещё в ленинской конституции, но и спустя десятилетия никто на него не посягал, и оно стабильно фиксировалось в каждой следующей «редакции» основного закона. При этом специального закона, который бы подробно описывал процедуру выхода союзной республики из СССР разработано не было. Да и зачем нужны такие законы?

Но в конце 80-х оказалось, что нужны, хотя бы для того, чтобы в условиях тотальной демократизации эти самые союзные республики от вас не разбежались, но обо всем по порядку.

В предыдущей статье мы с вами обсуждали Первый Съезд народных депутатов СССР. Первый всесоюзный парламент, сформированный на альтернативной основе. Но тогда я обратил ваше внимание на то, что, конечно, на Съезд была избрана небольшая группа критично настроенных граждан, но парламентское большинство следовало прицепным вагоном за локомотивом КПСС. И, возможно, у вас могло сложиться впечатление, что политическая реформа Горбачева ничего в корне не поменяла. Стали слышны голоса нескольких недовольных, но партия продолжала рулить так, как хотела, не оглядываясь по сторонам. На союзном уровне, да, несомненно, партия в 1989 году удержала удила. Но политическая реформа затрагивала не только общесоюзное, но и республиканское законодательство во всех союзных республиках. В Верховные Советы республик депутаты стали также избираться на альтернативной основе.

Строго проконтролировав выборы в общесоюзный парламент, за республиканскими выборами, видимо, не доглядели (про выборы Народных депутатов РСФСР и про деятельность Первого Съезда народных депутатов РСФСР мы поговорим в следующей статье). Точнее, заранее не просчитали всевозможные издержки избрания независимых Советов в 15 союзных республиках, обладающих, формально, широчайшими полномочиями. Что, как минимум, странно, ведь первый звоночек прозвенел ещё до избрания Съезда народных депутатов СССР.

А дело было так. С 1987 года начинается более активная фаза Перестройки, с объявлением гласности, и с призывом к нации принимать более активное участие в общественно-политической жизни страны. И «нация» ответила, только каждая нация Советского Союза ответила по-разному. Были в составе СССР три республики, которые не очень добровольно вошли в состав СССР перед самой Великой Отечественной Войны. В отличии от всех прочих республик, Эстония, Латвия и Литва получили в первой половине XX века реальный опыт независимого государственного строительства. Большая часть населения этих республик не забыла славные годы вольного существования и только и ждала удобного случая, чтобы напомнить всем о своей утраченной «самостийности». А ухудшающаяся экономическая ситуация в позднем СССР только усиливала эти настроения.

В 1988 году в Эстонии (а потом и во всей остальной Прибалтике) началась политическая активизация общества. В середине апреля был создан Народный Фронт Эстонии. Это движение на начальном этапе своего существования выступало в поддержку Перестройки, но требовало большего, чем могли себе позволить «прорабы Перестройки». Народный фронт быстро стал самым массовым движением в Эстонии. В июне 1988 года на поле Таллинского песенного фестиваля десятки тысяч человек пели патриотические песни под сине-чёрно-белыми флагами. В странах Прибалтики началась так называемая «Поющая революция», которую простыми директивами из Москвы было уже не отменить. Руководство советской Эстонии пошло на встречу «своему избирателю», и 17 июня делегация Коммунистической партии Эстонской ССР на XIX партконференции внесла предложение о беспрецедентном разделении полномочий во всех сферах общественно-политической жизни СССР с передачей большей части реальных прав республиканским органам власти. Предложение это заслушали, но эстонских братьев попросили пока повременить со столь радикальными предложениями.

В октябре 1988 года был опубликован проект изменений и дополнений в Конституцию СССР, в котором как раз говорилось о Съезде народных депутатов СССР. Эстонцев настораживала ситуация, в которой Съезд мог бы вносить изменения в Конституцию СССР, и к примеру, отменить парой законов весь суверенитет союзных республик. Также проектом был предусмотрен комитет СССР по конституционному надзору, которому было бы предоставлено право на отмену принятых союзными республиками правовых актов. То есть, до обозначенных поправок суверенитет союзных республик (на бумаге) не был ограничен ничем, кроме союзной Конституции (в которой, как мы говорили, у республик были широчайшие полномочия), а теперь, в условиях демократизации советской системы, партия понимала (или, по крайней мере, опасалась), что такие широчайшие полномочия разорвут страну, и пыталась этот суверенитет предварительно ограничить, а уже потом проводить альтернативные выборы. Но эти действия шли в разрез с риторикой Перестройки, и их трудно было объяснить и местной партэлите, и, тем более, избирателю, поэтому их никак и не объяснили. Дабы опередить союзное руководство (которое назначило внесение поправок в Конституцию СССР на 26 ноября) 16 ноября 1988 года Верховный Совет Эстонской ССР принимает исторический документ: Декларацию о суверенитете Эстонской ССР.

С одной стороны, это очень странный документ, ведь Эстонская ССР и так считалась «суверенной республикой» в составе СССР. Независимость Эстонии этот документ не объявлял. В чем же была его особенность? В этом документе фиксировались «незыблемые права» республики, которые нельзя было отменить на всесоюзном уровне без ратификации данных решений Верховным Советом Эстонской ССР. Фактически, этот документ превращал Советский Союз в конфедерацию (как минимум одной республики по отношению ко всем остальным и Союзу в целом), ведь всесоюзный закон был ограничен законом республиканским. Конечно, эта декларация противоречила сразу нескольким статьям Конституции СССР, и поэтому 26 ноября Президиум Верховного Совета СССР (ведь Конституционного Суда в СССР не было) признал большую часть Декларации о суверенитете Эстонской ССР недействующей. Но процесс был запущен, вслед за Эстонией добиваться реального суверенитета начнут другие республики СССР. Горбачёв признает проблему, и запустит на всесоюзном уровне дискуссию о новом союзном договоре, в котором были бы четко прописаны самые широкие полномочия союзных республик.

В начале трясло только страны Прибалтики. Но с избранием в 1990 году на альтернативной основе Верховных Советов во всех республиках Союза, начнется так называемый «парад суверенитетов». И первую скрипку здесь, как ни странно, сыграет РСФСР. Но об этом в следующей статье.

Автор - Илья Бурыка