Найти в Дзене
МОРФЛОТ

«Золотая середина»

Немалая часть вопросов, которые стали поступать по средствам электронной связи в Балтийскую территориальную организацию РПСМ от наших соотечественников, работающих в российских судоходных компаний, касается непосредственно начисления повышенной заработной платы за время нахождения судна в районах эпидемиологических опасностей.

Это, в общем-то, выглядит вполне логично с учетом текущей обстановки в мире, связанной с распространением коронавирусной инфекции.

«Мы заходим в иностранные порты, которые закрыты для общего доступа. Получается, что они автоматически относятся к эпидемиологическим зонам/районам? – задается закономерным вопросом один из моряков в направленном обращении в БТО РПСМ».

«А раз так, то следуя положениям действующего кодоговора, членам экипажа начисляется повышенная заработная плата – дополнительно 100% от их оклада за все время нахождения в зонах/районах риска», - полагают некоторые моряки, обратившиеся в профсоюз, чтобы уточнить данный вопрос.

Юрист Балтийской территориальной организации РПСМ Дмитрий Иванов: «Наша организация очень тесно взаимодействует с российскими судовладельцами в рамках коллективных договоров, отвечающих международным/национальным стандартам. Такое сотрудничество, прежде всего, в интересах моряков, поскольку позволяет оперативно решать многие вопросы. Вместе с тем, колдоговор, как и любой другой документ подобного рода, следует рассматривать как соглашение между сторонами, достигнутое по итогам проведенных переговоров. Другими словами, в каждом случае есть свои нюансы, которые следует принять во внимание. И для предоставления более точного ответа на обращения подобного рода необходимо уточнить хотя бы название судна. Однако отмечу, что с рядом российских компаний достигнуты договоренности в рамках действующих коллективных договоров, где оговариваются условия работы не только в районах военных и пиратских действий, но и районах эпидемиологических опасностей».

Так вот в данном случае:

«При назначении на судно, морякам, в форме письменного уведомления должна быть предоставлена полная информация о возможном плавании судна в опасных в военном и эпидемиологическом отношении районах, а также районах пиратских действий. Если эта информация становится известна во время работы моряков на судне, они должны быть уведомлены об этом незамедлительно».

Соответственно членам экипажа начисляется повышенная заработная плата – дополнительно 100% от их оклада за все время нахождения в зонах/районах таких рисков.

Д.Иванов: «Нюанс состоит в том, как согласно положениям колдоговоров определяются вышеназванные районы/зоны. Если говорить о тех, что являются опасными в эпидемиологическом отношении, то при их определении за основу берется статистика и анализ ситуации ведущими страховыми организациями, включая Институтом Лондонских страховщиков, а также специализированными учреждениями в области здравоохранения».

При этом должно быть понимание, что сложившаяся ситуация с COVID-19 – экстраординарная. Заранее предусмотреть все права и обязанности сторон на все случаи жизни не может ни один колдоговор.

То, что творится с ротацией членов экипажей – яркое тому доказательство. Как репатриировать моряков в условиях закрытия границ, и других самых разных ограничений? Даже на уровне государства возвращение наших граждан на родину – большая проблема и до сих пор полностью нерешенная.

Однако преимуществом колдоговора, несомненно, является гибкость с учетом интересов всех сторон. В любой ситуации должна быть найдена «золотая середина» посредством переговоров профсоюза, представляющего интересы моряков, и судовладельца. Это, собственно говоря, и происходит сейчас по тем же самым вопросам репатриации, работы моряков в опасных районах/зонах и т.д., исходя из реального положения дел на местах.