Почему так случается, что способные одаренные люди не получают признания, подвергаются критике, и под влиянием всего этого не способны реализовать полностью свой потенциал? Зачастую многое определяет так называемый человеческий фактор.
Маша была способной девочкой. Она неплохо училась в музыкальной школе, выделялась на фоне остальных детей, неоднократно и довольно успешно участвовала в городских конкурсах, и потому учителя рекомендовали ей поступать в музыкальное училище. Маша с воодушевлением восприняла эту рекомендацию, т. к. музыку она любила.
В училище она поступила достаточно легко. Еë распределили в класс довольно известного педагога. Так получилось, что полноценного контакта между педагогом и ученицей не случилось. Не сошлись характером. У Маши были некоторые недостатки в виде эмоциональной нестабильности на сцене и проблемы в постановке руки, что в общем-то решаемо при должном внимании и упорных правильных тренировках, но педагог решила не тратить на девочку слишком много своего драгоценного внимания, и попросту говоря, начала еë "сливать".
Она давала то чересчур сложную программу, которая не могла быть освоена девочкой самостоятельно должным образом, то чересчур легкую, что приводило к занижению оценок на экзаменах. Постоянно акцентировала внимание на явных и мнимых недостатках своей ученицы, что привело к формированию неуверенности, зажатости, еще большему страху перед публичными выступлениями, т. е. усилила слабые стороны Маши, которая и так не отличалась супер-устойчивостью и выдержкой. В итоге Маша училище закончила, но поступать дальше в институт или консерваторию не решилась, уверенная в том, что недостойна этого.
Обесценивание со стороны педагога, подчеркивание недостатков привели к тому, что способная девочка стала думать о себе хуже, чем она есть на самом деле, у неë сложились негативные представления о себе, и дальнейшего развития в области музыки у неë не произошло.
В психологии подобное явление называется эффектом Розенталя или эффектом Пигмалиона. Это такой феномен, когда авторитетное мнение влиятельной особы определяет качество результатов деятельности человека. Вера в свои возможности или недостатки, убежденность или неубежденность в способности добиваться поставленных целей, вне зависимости от действительных способностей, проявляется в повышении или понижении результатов. Подобная ответная реакция объясняется силой внушения той самой влиятельной особы и стремлениями личности(порой неосознаваемыми) подтвердить социальные ожидания этой авторитетной особы.
А если сказать простыми словами, то если человеку много лет говорить, что он осëл, то рано или поздно он начнëт в это верить. Ослом-то он, конечно же, не станет, но использовать свой потенциал не сможет.
Благодарю за внимание, уважаемые читатели, и буду признательна, если вы поделитесь своим мнением и рассуждениями в комментариях.
Прочитать другие мои статьи и подписаться на канал можно здесь
#психология #отношения между людьми #воспитание ребенка #самооценка #эффект пигмалиона #эффект розенталя #саморазвитие #самопознание #успех в жизни #педагогика