- Прошу прощения… - Иеремия торопливо вскочил и поднял стул, чтобы усесться. Только что, не рассчитав силы тяжести, он сверзился на пол. Собеседник молча наблюдал за происходящим.
- Ваш код, - потребовал он.
Иеремия назвал код: пятизначный набор букв и цифр, выданный ему в самом начале испытаний. Имя не спросили, сказали так надо. Ну, раз надо, значит надо, он не стал спорить.
За столом сидел мужчина плотного телосложения лет сорока, коротко стриженый, с тяжелой челюстью и римским носом.
- Секунду, - мужчина набрал что-то на компьютере и кивнул. – Вы прошли отбор.
Пауза. Иеремия моргнул, зачем-то оглянулся, хотя в серой, отделанной дюралем комнате больше никого не было. Секунду назад он хотел встать и уйти, как сотни претендентов до него, толпившихся в коридоре снаружи.
- В смысле? – уточнил он.
- В прямом, - сказал мужчина, так и не представившись.
Наблюдательный Иеремия подметил, что на его форме не было знаков различия и нашивки с инициалами. Никаких опознавательных знаков. Мужчина ловко подсунул бланки:
- Подпишите здесь и здесь.
Иеремия подписал. На второй подписи кончилась паста, мужчина молча заменил ручку.
- Теперь идемте со мной.
Иеремия последовал за мужчиной через дверь в боковой стене. Они очутились в точно таком же помещении, с той лишь разницей, что из всей мебели здесь было три кресла. Два пустовали, в третьем сидел парень. Мужчина указал Иеремии садиться и сел сам. В руках у него появился планшет. Иеремия покосился на второго парня. Тот на вид постарше Иеремии, смотрел прямо с очень серьезным видом. Тогда Иеремия осторожно опустился в кресло, стараясь не повторить конфуз. Кресло скрипнуло. Кажется, порядок.
- Итак, вы оба прошли, - сказал мужчина. Иеремия назвал его про себя Спецом. – Поздравляю. Прежде, чем мы приступим к следующему этапу, надо кое-что пояснить.
Парни кивнули. Спец продолжал:
- Как вы знаете, отбор проходил повсюду. Мы работали с населением в возрасте от двадцати до тридцати лет целых три месяца.
Три самых веселых месяца в жизни, подумал Иеремия. Отбор непонятно для чего. Расскажешь кому, на смех поднимут. Он подавил ухмылку.
- Три месяца мы отбраковывали претендентов, используя жесткие критерии и множество барьеров. Только пройдя все барьеры и подпадая под все критерии, претендент мог бы нам подойти. Задача почти невыполнимая. Почти.
Иеремия снова посмотрел на парня. Тот нахмурился еще сильнее. Выглядел он с иголочки, как будто только вышел из примерочной. Отутюженный костюмчик, идеальная стрижка, выбрит до блеска.
- Сначала, - мужчина черкнул в планшете, - вы прошли медобследование. Оба результата просто отличные. У вас именно такие антропометрические данные, какие нужны. Рост, вес, телосложение. Состояние здоровья на высоте. У вас нормальные внутренние органы, нет наследственных и хронических болезней. Нет патологий и осложнений. Нет вредных привычек и зависимостей. Чистая кровь. Отличные реакции. Острое зрение и слух. Уже на этом этапе отсеивается большинство претендентов. Вы прошли этот барьер.
Иеремия глянул на свои ботинки. На правом развязались шнурки.
- Далее, вы сдали физический минимум, - Спец сделал новую пометку в планшете. – Упражнения на выносливость, силу, скорость, реакцию, рефлексы. Вы бегали спринт и марафон, отжимались, подтягивались, задерживали дыхание, бросали снаряды. Вы прошли испытание высокими и низкими температурами, барокамерой, излучениями. Вы выносливы: можете долгое время обходиться без пищи, воды и сна. Везде положительный результат. От оставшихся претендентов отпала еще треть. Вы прошли и этот барьер.
Очередная пометка в планшете.
- Затем вы сдали тест на навыки выживания в дикой природе. Вы умеете плавать, драться, добывать огонь, обустраивать жилище, искать пропитание в лесу, ориентироваться на местности, читать следы, знаете всех хищников, все ядовитые грибы и ягоды, насекомых и птиц. Вы знаете свойства материалов, древесины, особенности климата. И этот барьер вы прошли, хотя не прошло его внушительное число претендентов.
Второй парень подался вперед. Он сидел очень прямо, в напряженной позе и заметно нервничал. Ясное дело волнуется, ведь за успешный результат контора обещает солидное вознаграждение. Иеремия и сам нуждался в деньгах. Только поэтому он сидел здесь.
- Потом были экзамены, - вещал Спец. – На знание в самых разных областях. По всем дисциплинам, всем предметам. Вы проходили устное собеседование, писали письменные работы, сдавали тесты, решали задачи. По естественным и общественным наукам, по точным и гуманитарным дисциплинам. Вы прошли тесты на коэффициент интеллекта, логику, нестандартное мышление. Результаты ваших экзаменов оказались прекрасными. На этом барьере отсеялась половина из всех оставшихся претендентов.
У Иеремии ужасно зачесалась шея. Спец продолжал перечислять бесчисленные испытания, через которые Иеремии и другим претендентам пришлось пройти за все время отбора. После экзаменов на память, знания и умения шли психологические тесты – выявление отклонений в поведении, психических болезней и расстройств, диагностика темперамента, характера, социальной модели и прочее в том же духе. Картинки, каверзные вопросы, странные ситуации, требующие ответов. Испытание детектором лжи. Творческие задания. Рисование, музыка, даже лепка из пластилина.
Спец все вещал, а Иеремия ждал, когда же зуд пройдет. Безрезультатно. Тогда он осторожно потянулся к затылку и стал скрести зудящий участок. Второй парень замер словно изваяние.
Спец методично черкал в планшете, отмечая новые пункты.
- Затем вы участвовали в тренировочных играх, групповых и индивидуальных, самых разных видов. Вы показали высокие организаторские, стратегические, мнемонические, аналитические способности при решении конкретных игровых задач. Опять отличные результаты. К этому моменту претендентов осталось совсем мало. Мы располагали лучшими из лучших.
Спец положил планшет на пол и закинул ногу на ногу.
- Но этого было недостаточно.
- Почему? – вдруг спросил второй парень.
Спец замер; казалось, вопрос поставил его в тупик. Потом он сказал:
- Потому что цель отбора превосходит все мыслимые. Никто и никогда не проводил отбор для этой цели, и нам были нужны не просто лучшие, а выдающиеся люди. Самые сильные, самые умные, самые способные и с огромным потенциалом. Понятно?
- А какова же цель? – спросил Иеремия, покончив с чесанием. Теперь кожа на шее горела.
- Терпение, - пообещал Спец. – Скоро узнаете.
Убедившись, что новых вопросов нет, он заговорил снова.
- Система отбора была задумана таким образом, чтобы исключить ошибку. Но ошибки неизбежны и всегда существует небольшая погрешность, допускающая, что отбор пройдет человек недостойный. То есть тот, кто не может быть предназначен для поставленной цели. Как же избежать ошибки? К сожалению, люди несовершенны. Гении жили недолго из-за слабого здоровья. Спортсмены выходили на покой из-за серьезных травм. Творцы сходили с ума – психика не выдерживала. Все они не прошли бы наш отбор. Ни один чертов гений не сидел бы здесь, даже Леонардо да Винчи, даже Эйнштейн и сам Стивен Хокинг. Все они – брак.
Таким образом, ошибка неизбежна. И мы сделали единственно возможное. Свели ее вероятность до ничтожной величины.
Второй парень впервые посмотрел на Иеремию. И этот взгляд был недобрым.
- Вы участвуете в отборе из-за денег, верно? – спросил Спец.
Иеремия и парень кивнули.
- Разумеется, - Спец слегка улыбнулся. – Вознаграждение тоже страховка от провала. Иначе бы никто не пришел. Но, видите ли, возникла новая проблема… Нам нужен только один.
У Иеремии вдруг заслезились глаза. Он торопливо протер их.
- Значит, кто-то должен уйти? – спросил он.
Спец переключил на него внимание: он поворачивал не глаза, а всю голову и смотрел не моргая. Казалось, он даже не дышит. Так змея следит за жертвой перед укусом.
- А как ты думаешь? – спросил он.
Иеремия шевельнулся. Кресло было неудобным и протестующее скрипнуло.
- Думаю, вы не ожидали, что пройдут двое, - сказал Иеремия. – Как считаешь?
Он впервые обратился к парню. Тот угрюмо поглядел на него, но все же кивнул:
- Похоже на то.
- Вас не проведешь, - сказал Спец. – На то вы и лучшие. Проблема в том, кто должен уйти. Понимаете ли, хоть вы и достойны друг друга, но все-таки не равны. Пусть на тысячную долю процента, но кто-то хуже. Измерить это крайне трудно, фактически невозможно, а вот решение принять надо, и прямо сейчас.
- Оставьте одного запасным, - предложил второй парень.
- Исключено, - покачал головой Спец. – Цель отбора – выявление одного, единственного человека, самого лучшего. Незаменимого.
- И что вы предлагаете?
Спец медленно встал, посмотрел сначала на одного, потом на другого претендента. Он открыл рот, но не успел ничего произнести, когда дверь в комнату распахнулась, и внутрь влетел растрепанный престарелый человек – кругленький, лысый и усатый.
- Стойте! – крикнул он, тряся пачкой листов.
В руках у Спеца мгновенно очутилось оружие – здоровенный пистолет. Дуло ствола смотрело вниз, но Иеремия ни секунды не сомневался, что Спец применит его без колебаний.
- В чем дело? – спросил он.
- Вы сказали им? – вскричал старичок.
- Еще нет.
- Отлично! Я думал, не успею…. – старичок вынул из пачки нужный лист и показал Спецу. – Вот!
Тот глянул и сразу поднял глаза.
- Это невозможно.
- Это правда. Дата рождения на день раньше, а значит, формально ему нет двадцати. Почему-то везде в базах ошибка принята за истину. Я перепроверил пять раз. Надо прекратить все сейчас же.
- Недопустимо, - возразил Спец. – Хотя… - он чуть склонил голову, быстро прикидывая что-то в уме. – Так даже лучше. Выбирать не придется.
- Это нарушило чистоту выборки, - заметил старичок. – Результаты отбора следует пересмотреть.
- Нет, - Спец впился глазами в старичка. Дуло ствола шевельнулось.
- Я настаиваю, – возразил старичок. – Мы не можем быть пристрастными в таком серьезном вопросе…
Пока старичок излагал свои доводы, Иеремия поднялся со стула – задница занемела окончательно. Но Иеремию беспокоило не это. Ему очень не нравился пистолет. Второй парень тоже встал и растерянно переводил взгляд со Спеца на старичка.
- Вот что, - сказал Иерермия, перебивая монолог. – Я ухожу.
Люди из конторы замерли. Старичок смотрел на Иеремию с ужасом, а взгляд Спеца был изучающим. Иеремия развернулся, шагнул, но споткнулся о развязанный шнурок. Проклятье! Он совсем забыл про него! Нелепо взмахнув руками, Иеремия начал падать, но тут кто-то схватил его за локоть и потянул назад. Иеремия судорожно вцепился в руку спасителя – им оказался второй парень – и они вместе грохнулись на пол. Загремело отлетевшее кресло.
- Что за черт! – рявкнул Спец.
- Извините, - пробормотал Иеремия, чувствуя, как на лбу вспухает приличный синяк. – Простите, я нечаянно… я такой неуклюжий.
Он стал торопливо подниматься, но тут понял, что Спец и старичок молчат. Проследив за их взглядами, Иеремия увидел, что второй парень лежит на полу, неестественно согнувшись. В комнате повисла тишина, слышалось только тяжелое дыхание.
- Я не чувствую ног, - пожаловался парень.
Спец нагнулся над ним и стал щупать икры.
- Больно?
- Я ничего не чувствую ниже шеи!
Спец метнул в Иеремию красноречивый взгляд, вскочил и вылетел из комнаты.
Иеремия и старичок переглянулись. Старичок усмехнулся:
- Сработало.
- Сработало что? – не понял Иеремия.
- Ты, – сказал старичок. – Они искали совершенного человека. И нашли. Это он, - старичок указал на второго парня. - А ты – ошибка в системе.
- Ошибка?
- Воплощенная ошибка, - кивнул старичок. – Овеществленный хаос. По всем расчетам тебя вообще не должно существовать, но ты оказался здесь. Ты ведь из приемной семьи?
- Верно, - кивнул Иеремия.
- С твоими личными данными постоянная путаница, - стал перечислять старик. – У тебя вечные проблемы со всеми учетными службами, где требуется вводить анкетную информацию. Допускаются ошибки, и все приходится исправлять. Когда ты заходишь в автобус, никогда не бывает свободного места. Когда пользуешься техникой, она ломается. Тебя не замечают люди. Не видят в упор. А если и говорят с тобой, то очень быстро забывают, потому что у тебя неприметная внешность.
- Я уже привык к этому.
- Ты очень рассеянный, и весь в синяках от того, что натыкаешься на углы.
- Откуда вы знаете?
Старичок улыбнулся.
- Но при этом у тебя выдающиеся способности, за которые люди почему-то не любят тебя.
Иеремия изумленно молчал, не в силах ответить. Старик говорил правду.
- Ты здесь не случайно, - сказал старичок. – Системе необходимы сбои и ошибки, чтобы обновлять себя. А обществу нужны такие люди как ты – неуклюжие и рассеянные, но очень важные, потому что такие как вы, сохраняют баланс. Видно, системе понадобилось, чтобы ты его остановил, - старичок кивнул на лежавшего парня. - Минус на плюс. Кто знает, как сложится его жизнь? Никто. Он мог бы стать диктатором и развязать войну на уничтожение или ученым, и сотворить такое, отчего погибнет все человечество. Но для целей отбора он уже не подходит. Ты – последний барьер отбора, который не пройдет ни один человек, угрожающий системе.
- И что будет дальше? – спросил Иеремия. – Нас убьют и похоронят в безымянной могиле?
- О нет, ничего такого, - усмехнулся старичок. – Просто отпустят. Но будут следить.
- Почему вы мне все объясняете?
- Я тысячу раз пытался втолковать этот парадокс полковнику, но он и слушать не хочет. Вот почему раз за разом мы проводим отбор. Следовало остановиться сразу после первого провала, но амбиции и жажда власти толкают контору на новые поиски своего мессии, – старичок вздохнул. - Всем нужен спаситель, но никто не хочет им быть – слишком много ответственности.
Иеремия взглянул на старичка, впервые заметив в его внешности одну деталь: разные носки на ногах. Проследив за взглядом Иеремии, старичок одернул штанины и смущенно улыбнулся.
Иеремия аккуратно завязал шнурки, что делал крайне редко, и сказал:
- Ну ладно. Это все замечательно, а как насчет оплаты?
- Ах, это... – старичок озабоченно потер нос. – Кажется, тебя не включили в ведомость.
Автор: Кирилл Луковкин
Источник: http://litclubbs.ru/writers/2207-otbor.html
Публикуйте свое творчество на сайте Бумажного слона. Самые лучшие публикации попадают на этот канал.
#отбор #фантастика #сверхчеловек #будущее #совершенство