Найти в Дзене
Сайт Авиационной Истории

Ил-14 в период поисковых операций после событий с южнокорейским Боингом-747

Ил-14 пограничных войск КГБ СССР в период поисковых операций после событий с южнокорейским Boeing 747-230B б/н HL7442, з/н 20559, рейс KAL-007. Ил-14 перехватывает американский самолёт HC-130 «Геркулес», собственно с которого он был и сфотографирован, неподалеку от острова Сахалин. Этот Ил-14 с бортовым номером «17 красный» принадлежал Сахалинскому погран. полку и базировался в Хомутово. Далее предлагаю ознакомится с воспоминаниями Василия Глущенко, кто находился на борту данного самолета в дни поисковой операции в качестве бортового техника: «На фотографиях изображен Ил-14 Сахалинского погран. полка, Хомутово. На этом самолете №17 в данный момент в кабине нахожусь я в качестве бортового техника, в блистере хорошо видно штурмана Игоря Волкова, усы которого невозможно не узнать! Насчет фотографирования. Перед вылетом штурман получал фотоаппарат РА-39, но фотографирование мы проводили для более лучшего качества не через блистер штурмана, а через открытые форточки пилотов, благо «Илюха»

Ил-14 пограничных войск КГБ СССР в период поисковых операций после событий с южнокорейским Boeing 747-230B б/н HL7442, з/н 20559, рейс KAL-007. Ил-14 перехватывает американский самолёт HC-130 «Геркулес», собственно с которого он был и сфотографирован, неподалеку от острова Сахалин.

Ил-14 б/н «17 красный» Японское море, вблизи о. Сахалин, 8 сентября 1983 года © SSGT Steve MoGill, DoD
Ил-14 б/н «17 красный» Японское море, вблизи о. Сахалин, 8 сентября 1983 года © SSGT Steve MoGill, DoD

Этот Ил-14 с бортовым номером «17 красный» принадлежал Сахалинскому погран. полку и базировался в Хомутово. Далее предлагаю ознакомится с воспоминаниями Василия Глущенко, кто находился на борту данного самолета в дни поисковой операции в качестве бортового техника:

«На фотографиях изображен Ил-14 Сахалинского погран. полка, Хомутово. На этом самолете №17 в данный момент в кабине нахожусь я в качестве бортового техника, в блистере хорошо видно штурмана Игоря Волкова, усы которого невозможно не узнать! Насчет фотографирования. Перед вылетом штурман получал фотоаппарат РА-39, но фотографирование мы проводили для более лучшего качества не через блистер штурмана, а через открытые форточки пилотов, благо «Илюха» позволял летать на малых скоростях. 1 сентября, ночью, нас подняли по боевой тревоге, причем слово «боевая» прозвучало впервые за мою службу и резануло слух. По прибытию на аэродром, мы узнали, что ночью перехватчиками с Сокола был сбит самолет-нарушитель и в данный момент Ан-26 комэска уже находится в воздухе, в районе о. Монерон.

Полетав почти два часа в сплошной темноте, и не увидев ничего, комэск доложил о возврате на аэродром. Поступила команда подняться в воздух на поиск самолету Ил-14 № 17, т.е. моей машине. Командиром экипажа был Игорь Губин (он же Гога). В течение часа мы так же летали в темноте и естественно ничего не видели. Когда рассвело, на очередном галсе мы увидели на воде блестящий предмет. Развернувшись, и пройдя над ним, мы поняли, что обнаружили то, что искали – это было похоже на дверь от самолета. Сразу был произведен доклад на базу и фотографирование. Нам дали команду оставаться на месте для дальнейшего наблюдения.

Мы видели, что на поверхности воды стали появляться все новые фрагменты обшивки самолета. Из глубины разрасталось светлое пятно мелких пузырьков воздуха. В это время подошел Ил-20 ВМФ, наверное из Владивостока, попросил нас отойти в сторону, чтобы сделать пару заходов для фотографирования, после чего ушел на базу. Через некоторое время мы увидели рыболовный сейнер, следовавший в порт Холмск. По команде с базы маневрами самолета мы показали ему изменение курса и вывели его на это пятно. Когда сейнер подошел к этому месту, с него спустили мотобот и они стали собирать все предметы, которые им попадались.

Подойдя к оранжевому пятну, они начали его поднимать. Это оказался купол парашюта, за стропы они подняли из воды человека, одетого в темную одежду типа комбинезона. Некоторое время они его рассматривали, докладывая на сейнер, затем сбросили его вместе с парашютом в воду и на скорости рванули обратно к сейнеру, по пути выбрасывая в воду то, что до этого насобирали. Затем сейнер развернулся и прямым ходом пошел в Холмск. К этому времени пятно разрослось так, что мы в крене не выходили за его пределы. Где-то через полтора часа подошел пограничный корабль, нам на смену вылетел другой борт, а мы вернулись на аэродром.

Патрулировать данный район мы вылетали ежедневно, по несколько раз. Через пару дней там собралось немало кораблей: наших, японских, американских, подошел даже авианосец, поражая всех нас своими размерами. Да и самолетов в воздухе хватало. Вместе с нами летали и «Орион» и «Геркулес». По ним всегда поднимали перехватчики с Сокола и они в общем-то не особенно торопясь уходили. Вообще-то совместные полеты проходили мирно, по-джентльменски. Если мы снижались к пятну для фотографирования или осмотра, они отходили в сторону, не мешали, также поступали и мы.

С «Геркула» постоянно сбрасывали через открытую рампу пакеты с зеленой краской, а «Орион» просто фотографировал, это было видно, когда у них открывались люки.

На восьмой или девятый день полетов на этой машине, командир экипажа А. Солонков (он же Полковник) почувствовал на штурвале необычную тряску, мы с механиком приоткрыв входную дверь, увидели голые нервюры руля высоты. Было принято решение сразу возвращаться на аэродром. На наше счастье, «разулась» от перкали только одна половина руля. На этом мои полеты к пятну закончились. Дней через 10–12 ежедневные полеты в этот район прекратились.»

Ил-14 б/н «17 красный» Японское море, вблизи о. Сахалин, 8 сентября 1983 года © SSGT Steve MoGill, DoD
Ил-14 б/н «17 красный» Японское море, вблизи о. Сахалин, 8 сентября 1983 года © SSGT Steve MoGill, DoD

© Юрий Дорошенко

Источники:

1. FORUMAVIA.RU – 25 лет Сахалинского инцидента