Коррозия – это разрушение металла под влиянием внешней среды. Взаимодействие происходит постоянно, а возникающие при этом химические процессы напоминают борьбу за выживание. Задача человека сделать так, чтобы металл регулярно выигрывал в этой схватке и нес минимальные потери. А чтобы обеспечить такой исход, важно тщательно следить за состоянием материала, исследовать его на изменения, правильно проводить защитные работы и уметь составлять точные прогнозы, которые покажут, как долго прослужит то или иное покрытие.
«Наказание богов»
Впервые люди узнали о коррозии, когда начали изготавливать оружие и предметы быта из железа. Это явление подтолкнуло мастеров начать тепловую обработку изделий, например доспехов, чтобы создать на них защитный оксидный слой. Именно тогда появились такие методики, как воронение и позолота.
Древнеримский историк Плиний Старший считал, что возникновение коррозии не что иное, как наказание богов за то, что люди используют железо для ковки мечей и наконечников стрел – предметов, призванных служить войне. В результате возникло суждение о том, что в борьбе с коррозией может помочь проведение религиозной церемонии. Известно, что именно такой нетипичный метод использовали для защиты цепей подвесного моста, который был построен для Александра Македонского. Но, конечно, нужного эффекта это не принесло.
Человечество ищет способы борьбы с коррозией металла на протяжении долгих веков. К счастью, сегодня работа в области антикоррозионной защиты не стоит на месте и современные методы позволяют справиться с проблемой более эффективно.
Основные ошибки
Защитить металлическую конструкцию от коррозии должным образом может и не получиться, если в работе допустить ошибки. Чтобы их избежать, необходимо учитывать все факторы воздействия внешней среды на металл. Некоторые защитные средства могут прослужить 5–7 лет, другие – до пятнадцати лет. Есть и такие покрытия, которые не подвергаются никаким существенным изменениям, кроме выцветания, и могут сохранять свою эффективность до 25 лет. Атмосферные осадки, температура, pH-уровень, физические повреждения и многое другое влияет на то, какой срок покрытие будет сохранять свои защитные свойства. И чтобы избежать преждевременного прихода материала в негодность, очень важно заранее правильно подобрать наиболее подходящий вариант защиты поверхности.
Специалисты выделяют три основные подгруппы, где случаются главные трудности: проектирование, материалы и процесс работ. При проектировании работ часто допускают такие ошибки:
– неверно определен или вовсе не определен главный фактор воздействия окружающей среды;
– неверно выбран тип покрытия для конкретных условий окружающей среды;
– неверно составлена спецификация работ.
Выбор материала при защите поверхности тоже имеет большое значение, однако он может быть изготовлен из некачественного сырья или же его состав может быть выбран неправильно.
Что касается процесса работ, то здесь следует обратить внимание не только на само нанесение защитного покрытия, но и на этап предварительной подготовки поверхности, а также нельзя упускать из виду контроль качества уже готового покрытия. Итак, в процессе работ могут выявиться следующие ошибки:
– некачественная подготовка поверхности;
– неправильное нанесение или коррекция покрытия.
Однако за неудовлетворительным результатом работы не всегда стоит вина подрядчика. Необходим тщательный анализ причин, по которым покрытие пришло в негодность.
Как проверить качество покрытия?
В первую очередь, нужно соблюдать все требования к антикоррозийным работам. Одно из правил звучит так: очистить металлическую поверхность, затем покрыть его грунтовкой, которая способна образовывать покрытие с особо высокой адгезионной прочностью. Если осуществлять пескоструйную дробеструйную очистку, поверхность становится шероховатой, за счет чего краска будет лучше держаться. Иногда краску наносят после обработки различными ингибиторами коррозии, например составом СФ-1. Следует помнить, нарушение последовательности в разы снижает стойкость лакокрасочных покрытий.
Подготовка поверхности к покрытию играет важную роль. Для начала нужно оценить, насколько качественно проведена абразивная обработка металла, его обеспыливание и обезжиривание. Только когда подготовительные работы полностью завершены, можно приступать к следующему этапу.
Нельзя пренебрегать соблюдением сроков, отведенных для каждой стадии работы. Об этом и говорит еще одно важное правило: между очисткой и нанесением слоя грунтовки должно пройти не более четырех часов, иначе поверхность успеет снова прокорродировать. Нанесенную грунтовку нужно выдержать не менее 18 часов, чтобы она полностью затвердела.
Каждый нанесенный слой краски необходимо замерять толщиномером, чтобы фиксировать, соответствует ли нормам толщина слоя. Вообще, специальные приборы очень помогают при оценке качества. Например, помимо толщиномера, используют адгезиметр – он показывает прочность сцепления антикоррозийного покрытия с металлическим основанием.
Значимость имеют и те условия, в которых проходят работы. Например, температура в помещении должна четко соответствовать требованиям. Для полного высыхания краски она должна быть не менее десяти градусов по Цельсию.
Защита от коррозии обеспечивает безопасность эксплуатации оборудования и позволяет избежать несчастных случаев, в которых могут пострадать люди.
Несчастные случаи по вине коррозии
Последствия от применения неправильной антикоррозийной защиты могут быть самыми трагическими. Так, в 1967 году при обрушении Серебряного моста в реку Огайо упало более тридцати автомобилей, погибли 46 человек. Помимо человеческих жертв, был разрушен основной путь транспортного сообщения между Западной Виргинией и Огайо. Выяснилось, что сооружение рухнуло из-за коррозии в одном из подшипников. Сначала это была маленькая трещина, но из-за постоянной нагрузки она разрослась и привела к катастрофе.
В 1985 году двенадцать человек погибли в Швейцарии при обрушении крыши бассейна. Хлориды стали основной причиной коррозии армированного бетона.
1992 год – крушение грузового самолета израильских авиалиний EL AL Boeing 747. Четверо из находящихся на борту погибли, и еще более пятидесяти человек скончались, находясь на земле. Причина аварии – отделение двух двигателей от крыла. А годом ранее Boeing 747 китайских авиалиний упал сразу после взлета, у него тоже оторвало два двигателя справа. Возможно, точечная коррозия и усталость ослабили стопоры, держащие подкос крыла.
Еще одна авиакатастрофа произошла в 1997 году. Тогда буквально рассыпался в воздухе фюзеляж самолета Ан-24. Трагедия случилась над лесом Черкесска. Погибли все 50 человек, которые находились на борту. И причина всему – сильная коррозия.
2020 год. В Норильске выливается 20 тысяч тонн дизельного топлива из резервуара на ТЭЦ-3. По оценкам экспертов, 6000 тонн жидкости ушло в грунт, отравив подземные воды, остальное растеклось по окрестностям Красноярского края. Причина случившегося опять же в коррозии, которой за несколько лет подвергся резервуар.
Материал подготовлен при поддержке компании «Анкор Сервис»
г. Омск, пр. Мира, 177А
тел (3812) 59-33-37
Информация с сайта www.sectormedia.ru
Все ссылки СЕКТОР МЕДИА ниже.
Ждем в удобном для вас формате: