Найти тему

Сергей Шутов — пионер российского видеоарта

В Мультимедиа Арт Музее до 15 ноября проходит выставка «Чужие здесь не ходят» художника Сергея Шутова (род. 1955) — классика «новой волны», стоявшего у истоков искусства новых медиа, экспонента Венецианской биеннале (2001).

Сергей Шутов. Кадр из видео «Удивительно, какая тишина!». 1994. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва
Сергей Шутов. Кадр из видео «Удивительно, какая тишина!». 1994. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

Шутов — один из ключевых участников московского и ленинградского андеграунда 1980—1990-х годов и центральная фигура клубной культуры нулевых. Он входил в круг «Новой академии» Тимура Новикова, был главным художником легендарного фильма «Асса» (1987), занимался виджеингом в одном из первых московских клубов «Птюч» (1994—1997) и стал родоначальником этого направления в России.

В экспозиции представлены знаковые произведения Шутова, созданные в 1990—2000-х годах, когда художник активно исследовал возможности новых компьютерных и звуковых технологий.

Сергей Шутов. Кадр из видео «Удивительно, какая тишина!». 1994. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва
Сергей Шутов. Кадр из видео «Удивительно, какая тишина!». 1994. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва

По словам Шутова, свое первое произведение современного искусства он создал еще в школе — это была, как сказали бы сегодня, мультимедийная инсталляция, выполненная на стыке науки и искусства. Проект представлял собой прототип видео- и саунд-арта: с помощью школьного эпидиаскопа художник показывал на экране длинный живописный комикс про приключения океанографов, изучавших говорящих дельфинов.

Шутов принадлежит к поколению, выросшему на советской фантастике и научно-популярных иллюстрированных журналах о покорении космоса, среди которых знаменитые издания «Техника — молодежи» и «Знание — сила». Вероятно, здесь лежат истоки неизменного интереса художника к космической тематике — неслучайно Шутова называют одним из наиболее последовательных художников-космистов нашего времени. Диапазон источников его вдохновения простирается от футуристических трудов российских ученых Николая Федорова и Константина Циолковского до американских фантастических комиксов 1950—1960-х годов.

Выставка реализована при поддержке Mastercard.