Найти тему
Юстасия Тарасава

Как русские эмигранты подняли французский кинематограф. Документальный фильм про «Голливуд в Париже»

Про белую эмиграцию в Париже. Фильм, который вы не видели.

Я хочу показать вам фильм, который создал Димитрий Корнилофф — потомок адмирала Владимира Алексеевича Корнилова. Встреча с ним и с Режисом Жоффре состоялась 4 сентября 2019 и мощно повлияла на меня, я до сих пор под впечатлением, хотя прошло два года. Хотела рассказать об этой встрече и о фильме, но решила, не мудрствуя лукаво, предоставить вам возможность самим увидеть и встречу, и фильм. Пусть каждый сам решит, что для него ценно в этой беседе. Да и фильм пересказывать тоже глупо, если его можно показать.

Видео с фильмом ниже. Вот по этой ссылке только вечер-встреча. Сразу скажу, что это типичное библиотечное мероприятие с самодеятельностью, кто-то может счесть его нудятиной. А я такие библиотечные междусобойчики люблю, и для франкофилов и библиофилов это познавательно. Таймкода там нет, поэтому подсказываю: первые 10 минут — приветственные речи организаторов; с 11 по 30 минуту — вступительное слово Димитрия о Режисе Жоффре; с 31 минуты по 1:26:00 — их ответы на вопросы; потом викторина, а последние 10 минут камеру забыли выключить и она снимает пустой зал, не знаю зачем так опубликовали, но дарёному коню, как говорится... В зале было тускловатое освещение, у меня фотографии тоже не получились. Зато получилась сама встреча.

Ещё бы! Режис Жоффре — признанный мэтр французской литературы, лауреат премий Франс Кюльтюр, Фемина, Десембр и Гонкура за двухтомный роман «Microfictions», включивший в себя более тысячи новелл. Жоффре называют марсельским Кафкой и часто сравнивают с Чеховым, а если пиратством можно измерить любовь читателей, то книги Жоффре точно любят, ведь во Франции он самый часто незаконноскачиваемый автор. Его пьесы (дебютировал Жоффре как драматург и лишь затем начал писать романы) часто ставят в профессиональных и любительских, в том числе школьных театрах.

В России Режис Жоффре не очень известен, и это огромный недосмотр издателей. Надеюсь, ситуация исправится и в российских магазинах и библиотеках будут его произведения: романы «Один с ней» («Seule au milieu d’elle»), «История любви» («Histoire d’amour», не путать с «Историей любви» Эрика Сигала!), «Автобиография» («Autobiographie»), «Прогулка» («Promenade»); сборники новелл «Из жизни людей» («Fragments de la vie des gens»), «Микрофикции» («Microfictions»); пьесы «Капли» («Les Gouttes»), и другие.

Вы знакомы с Жоффре по фильмам, к которым он написал сценарии: «С мамой всё в порядке», «История любви» (по его роману о бесконечно повторяющемся насилии), а в фильме «Оборотень» он не только сценарист, но и исполнитель главной роли. Писатель, драматург, актёр, Жоффре успешен также в качестве издателя, его небольшая издательская фирма печатает, к примеру, журнал «Криминальное досье».

А ещё Режис Жоффре — страстный поклонник русской литературы! В юности на него повлияли произведения Достоевского, Толстого, Гоголя, Набокова, Солженицына, Аксёнова и других великих русских авторов. Димитрий Корнилофф считает, что в произведениях Жоффре есть что-то от русской души.

Гораздо более известный российским читателям писатель Фредерик Бегбедер сказал: «Жоффре изобрёл ледяную литературу, которая наблюдает, как разрушается социальная ткань; Запад у него — это коллекция призывов на помощь, а вся наша эпоха — сплошной нервный срыв. Мы ужасаемся тому, что он описывает, но его правоту подтверждает статистика: в крупных городах большинство женщин старше 40 лет живут одни. И эти женщины понемногу исчезают из общества, а вслед за тем — и из реальной действительности. Они становятся невидимками. Они есть, но их как бы и нет. Мне ещё ни разу не попадалась столь точно дозированная смесь сухого стиля и активного действия».

И что меня особенно поразило — Режис Жоффре невероятно скромный человек, в жизни не видела такого скромного писателя! Они с Корниловым совершенно удивительные люди и я очень благодарна организаторам вечера — Евразийской академии телевидения и радио, академиком которой является Корнилофф, а также культурному центру франкоязычных стран и Ассамблее народов Евразии. И библиотеке, которая предоставила место встречи и любезно не выгоняла нас после закрытия.

Для меня всё сложилось в единую мозаику — и выступление Димитрия и Режиса, и фильм, и закулисное общение после мероприятия. Насколько Корнилофф и Жоффре масштабны как личности, настолько же они оказались и открыты, когда я задала им мучившие меня вопросы (и их нисколько не смутил мой вид, в то время я была обрита налысо). Это моё первое знакомство с французами и встреча с ними произвела на меня сильнейшее впечатление. И, что особенно важно, своё обещание они сдержали, а это уже показатель — мало ли что кому пообещал человек, который постоянно общается с большим количеством людей, трудно даже запомнить сказанное, не то что выполнить. Корнилофф сказал: «Я постараюсь». И сделал.

А теперь про фильм.

это скрин, видео открывается ниже
это скрин, видео открывается ниже

Димитрий Корнилофф не только продюсер — фильм «Альбатрос, белая эмиграция в Париже» снят по его оригинальной идее режиссёром Александром Муаксом. Фильм документальный — история русских эмигрантов. Изгнаны с родины, чудом не убиты новой властью, их мир рухнул, и что же они делают, вынужденные бежать? Грузят на корабль самое дорогое для них — кинокамеры. декорации, костюмы и коробки с плёнкой. И в Монтрёй, пригороде Парижа, создают киностудию и называют её в честь птицы, вынужденной искать новое пристанище. И... получают признание во всём мире! Студию «Альбатрос» называли «Голливудом на Сене», а её актёр Иван Мозжухин стал мировой звездой немого кино. Кинокомпания «Альбатрос» не только не уступала лидерам киноиндустрии, но и техническими и творческими нововведениями поменяла ход развития истории кино. Русские эмигранты во Франции создали великий кинематограф. Вы знали об этом? Я не знала.

«Альбатрос» меня потряс: «Как?! Почему об этом никто не говорил?». Как получилось, что русские эмигранты стали родоначальниками французского кинематографа, обеспечив ему мировое признание, а мы столько лет восхищались французским кино и не понимали, что корни этого красивого мощного дерева во многом — из России?!

Фильм поразил меня. И не только заставил гордиться, но и зарядил своей энергией. Для меня «Альбатрос, белая эмиграция в Париже» стал именем нарицательным. Когда мне нужно кратко сказать про долгую трудную деятельность, основанную на принципах и на жизни в жёсткой аскезе ради созидания, я говорю: «Как «Альбатрос» Корнилова». На самом деле не Корнилова, конечно. На самом деле «Альбатрос» Ермольева, Мозжухина и их единомышленников. Но для меня первооткрывателем был Корнилофф, его именем и назвала эффект.

Впервые фильм «Альбатрос, белая эмиграция в Париже» был представлен в 2018 году в Севастополе на международном фестивале документальных фильмов и телепрограмм. (А когда он был показан в 2019 году в Ницце, власти Ниццы попросили сделать подобный фильм о Бунине.)

Программа «Специальный показ» которую я хочу вам показать, тоже записана в Севастополе. В качестве пролога и эпилога в этом видео — разговор в студии. Димитрий Корнилофф и Режис Жоффре отвечают на вопросы ведущей. Сам фильм начинается в 8:20 и и заканчивается в 58:10, то есть длится 50 минут. Я от всей души советую найти час на просмотр этой киноленты! И настоятельно рекомендую показывать этот фильм на уроках истории и в киноклубах, и везде. Это документальный материал о влиянии русской эмиграции на французскую и мировую культуру.

У этой киноленты практически не было проката, и это ужасает... В данный момент, когда я размещаю здесь ссылку, это видео с показом фильма «Альбатрос, белая эмиграция в Париже» набрало 49 просмотров за почти 2 года. Сорок девять. За два года. Я не думаю, что эти цифры отражают реальную невостребованность. Скорее всего, об этом «Альбатросе» просто не знают или путают его с одноимёнными картинами. Поэтому я рассказываю вам о нём и прошу вас дальше передать по цепочке. Посмотрел — покажи другим.

Про киностудию «Альбатрос» есть российский документальный фильм «Альбатрос. Выстоять перед бурей», снятый для ГТРК «Культура». Я не могу его опубликовать в этой статье, канал запретил переход с Ютуба, кликните на название. Оба фильма про одну историю, но фильмы разные. А вот судьба у них, увы, похожая — всего 2.500 просмотров за 10 лет на ютуб-канале ГТРК «Культура» с аудиторией миллион триста... Тоже кисло.

Если вы посмотрите фильмы и захотите рассказать о них, об этой странице нашей истории — буду рада. Информация о киностудии «Альбатрос» есть здесь. Смотрите, пишите, рассказывайте.

Лети, «Альбатрос»!

«Альбатрос, белая эмиграция в Париже»

#иван мозжухин #киностудия альбатрос #белая эмиграция #дмитрий корнилофф #режис жоффре #фильм альбатрос #голливуд на сене #альбатрос белая эмиграция в париже #русские звезды немого кино #русские эмигранты во франции 1920