Найти в Дзене
Сфератус практикус

Для ребенка быть беззаботным - неотъемлемая часть хорошо прожитой жизни

Некоторым людям повезло, и они с любовью вспоминают свое детство, когда в жизни не было особых стрессов и тревог. Они могут вспоминать долгие часы, проведенные за игрой во дворе, не испытывая беспокойства, или заниматься проектами и отношениями без опасений и страха. Такие нежные воспоминания часто резко контрастируют с жизнью, которую многие ведут во взрослом возрасте, где стресс и тревога, кажется, доминируют.

Тот факт, что многим трудно быть беззаботными в зрелом возрасте, поднимает ряд интересных вопросов о взаимосвязи между беззаботностью и хорошей жизнью. Является ли беззаботность особым благом детства? Является ли она чем-то, что придает смысл жизни ребенка, но не делает того же самого для взрослых? Или взрослые должны быть более беззаботными и тем самым больше походить на детей, чтобы их жизнь складывалась удачно? И самое главное, если беззаботность действительно является необходимым условием хорошей жизни, то почему это так?

-2

Будучи родителем двух маленьких детей и занимаясь философией семьи, я недавно обратила свое внимание на вопрос о том, что значит для детства быть хорошим. Размышляя о благах родительской любви и воспитания, я поняла, что в беззаботности есть что-то особенное, что делает ее необходимым компонентом хорошо прожитого детства. Однако, когда речь заходит о взрослых, я обнаружила, что некоторые могут вести прекрасную, содержательную жизнь, не будучи беззаботными.

Такая асимметрия между детством и взрослой жизнью является результатом того, что дети и взрослые - разные существа. В отличие от взрослого, ребенок не имеет права одобрять ценные блага в своей жизни, если положительные эмоции по отношению к этим благам отсутствуют. Это означает, что если ребенок испытывает стресс и тревогу, то у него не хватает душевного пространства, необходимого для возникновения положительных эмоций по отношению к ценным проектам и отношениям. В результате ребенок окажется в положении, когда такие проекты и отношения не будут считаться конституирующими благами.

Чтобы понять, почему жизнь детей обязательно обеднеет, если они не будут беззаботными, в то время как со взрослыми дело обстоит иначе, нам сначала нужно прояснить наши определения: кто считается ребенком, что такое беззаботность и что значит для человеческой жизни быть благополучной? Ребенок - это существо, которое уже начало развивать практические навыки мышления, но еще не развило их до такой степени, чтобы взять на себя некоторые права и обязанности взрослой жизни. Таким образом, детство - это та стадия жизни, которая следует за младенчеством и заканчивается перед подростковым возрастом. Я называю беззаботностью предрасположенность не испытывать стресс и тревогу, хотя в жизни человека бывают моменты, когда он испытывает такие негативные эмоции. Таким образом, беззаботный человек - это тот, кто не испытывает стресса и тревоги очень часто, как в силу своей психологии, так и в силу личных обстоятельств.

Наконец, размышляя о том, что значит для людей вести хорошую жизнь, я поддерживаю так называемые "гибридные счета благополучия": хорошая жизнь - это та, в которой человек участвует в ценных проектах и отношениях и находит их привлекательными. Например, философия будет способствовать моей хорошей жизни, если верно, что философия ценна (когда ее ценность зависит не от моего отношения к ней, а от чего-то другого, внутреннего для философии) и если верно, что я одобряю философию как профессию. В мире, где философия является глубоко ошибочным предприятием или где я предпочла бы заниматься чем-то другим, философия перестает быть вкладом в мою хорошую жизнь.

Вот и все предисловия. Теперь мы должны ответить на вопрос: каким образом заботливость необходима для хорошего детства, не будучи также необходимой для хорошей взрослой жизни?

-3

Давайте начнем со взрослых. В отличие от детей, взрослые могут ценить ценные проекты и отношения в своей жизни даже при недостатке положительных эмоций. Это происходит потому, что взрослые - такие существа, которые могут одобрить многие аспекты своей жизни только потому, насколько хорошо они вписываются в их общую концепцию достойной жизни. Невротический автор, который пишет блестящие романы, несмотря на то, что сам процесс кажется ему болезненным, все равно может одобрять проект написания произведений в условиях стресса и тревоги, потому что знает, что эти негативные эмоции сделают произведение более глубоким, чем оно могло бы быть в противном случае. Врач-хирург, оперирующий самые тяжелые виды рака, знает, что ставки в ее работе слишком высоки, чтобы она могла относиться к жизни беззаботно. Она готова обменять беззаботность на жизнь, полную достижений в медицине.

На самом деле, мы можем оценить жизнь взрослых, которые не являются беззаботными, как позитивную именно потому, что знаем, что более сложные оценочные способности взрослого человека (например, способность к самоанализу; приобретение соответствующих моральных знаний; адекватное чувство времени; распознавание прогнозируемых затрат, рисков и возможностей, связанных с определенными действиями, и т.д.) позволяют ему одобрять ценные проекты и отношения, даже если положительные эмоции по отношению к ним отсутствуют.

То же самое нельзя сказать о детях. Хотя они также должны одобрять ценные проекты и отношения в своей жизни, чтобы они могли считаться вкладом в благополучную жизнь, в их случае одобрение возникает, когда дети испытывают положительные эмоции по отношению к таким проектам и отношениям. У детей просто нет необходимых оценочных способностей, чтобы одобрить ценные проекты и отношения только из-за того, насколько хорошо они вписываются в общий жизненный план.

Ребенок, который вызвался пару часов в день ухаживать за родственником со слабоумием, не может авторитетно одобрить такой проект, если он кажется ему стрессовым. В отличие от писателя или врача, которые могут отступить назад и оценить, насколько стрессовые проекты соответствуют их общей концепции хорошей жизни, а затем авторитетно одобрить их, оценочные способности ребенка недостаточно зрелы и развиты, чтобы сделать то же самое. Поэтому ребенок не в состоянии оценить такие обязанности по уходу на фоне адекватного самопознания, реалистичного восприятия конкурирующих вариантов, достаточного уровня моральных знаний и адекватного понимания затрат, рисков и возможностей. Вот почему в конечном итоге он может, скажем, придать необоснованное значение угождению своей семье или ошибиться в том, чего требует мораль. Она также может не иметь представления об альтернативных издержках и не понимать, что забота о родственнике отнимет у нее драгоценное время на что-то другое, ценное и приятное. Таких ошибок не избежать, они являются прямым результатом того, каким существом является ребенок - существом, которое еще не в состоянии идти вперед с проектами, вызывающими стресс и тревогу, потому что способно привести авторитетные доводы в их пользу.

-4

Теперь возникает вопрос: возможно ли, чтобы ребенок не был беззаботным в целом, но при этом испытывал положительные эмоции по отношению к ценным проектам и отношениям? Работы таких психологов, как Эд Динер, заслуженный профессор Университета Иллинойса, показывают, что положительные и отрицательные эмоции не являются независимыми друг от друга в любой момент времени. Это означает, что эти эмоции имеют тенденцию подавлять друг друга, и чем больше стресса и тревоги испытывает ребенок, тем меньше у него остается душевного пространства для развития положительных эмоций по отношению к ценным проектам и отношениям. Поэтому у ребенка, который не является беззаботным, отсутствует психическое пространство, необходимое для получения удовольствия от всего хорошего в жизни.

Если мы хотим, чтобы дети одобряли время игры, образование, дружбу и семейные отношения, испытывая по отношению к ним радость, удовольствие, веселье и восторг - и таким образом вели хорошую жизнь в детстве, - тогда нам лучше создать условия, чтобы дети не только имели доступ к таким благам, но и были беззаботными. Это, в свою очередь, требует от правительств готовности серьезно относиться к психическому здоровью с раннего возраста и создавать политику, которая ставит беззаботность на центральное место в том, что значит для хорошего детства.

Источник: https://aeon.co/ideas/for-a-child-being-carefree-is-intrinsic-to-a-well-lived-life